Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Потафеева Е. Ю., Шамшурина Е. Н., Шапошник А. А., Коптева М. С. Народная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в контексте реализации парциальной программы «Вых

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
[1]
Время меняется, а вместе с ним меняется действительность, окружающая детей. Жизнь наших детей - современный информационный век, в который пришли увлекательные компьютерные игры, полностью заменив собой дворовые забавы, народные игры. В наши дни двигательная активность человека резко снизилась. Современные родители стремятся развивать своего ребенка интеллектуально и эстетически. Поэтому у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками, да и родителями в целом.
В нашем учреждении ведется систематическая работа по развитию двигательной активности детей, пропаганде здорового образа жизни среди родителей, воспитанников, сотрудников.
Для физического развития ребенка, сохранения и приумножения его здоровья в учреждении есть спортивный зал, который оборудован шведской стенкой, баскетбольными корзинами, гимнастическими скамейками, наборами для игры «Городки», спортивным инвентарем. На территории детского сада имеется спортивная площадка с футбольными воротами, баскетбольными кольцами, беговой дорожкой, прыжковой ямой, «дорожкой здоровья».В группах воспитатели оформили спортивные уголки, в которыхимеется спортивный инвентарь: обручи, скакалки, мячи, кегли, кольцебросы, нестандартное оборудование: мешочки с песком, дорожки здоровья, тренажеры для дыхательной гимнастики и развития мелкой моторики рук.
Двигательная активности детей, у нас в саду, развивается посредством проведения: физкультурных занятий, утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультурных минуток на занятиях, дыхательных гимнастик, релаксации, спортивных соревнований и праздников, физкультурных досугов, спортивных развлечений на свежем воздухе, дней здоровья, закаливающих процедур, прогулок на свежем воздухе с проведением народных, подвижных и спортивных игр.
Несомненно, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Ведь именно через игру ребѐнок познаѐт мир, игра выступает в роли мостика от мира детей к миру взрослых и используется педагогами как основа организации детского коллектива в совместной и самостоятельной деятельности. Воспитание самостоятельности – это развитие способности к независимым суждениям, действиям, развитие решительности и инициативы.
Через самостоятельную двигательную активность решаются задачи воспитания здоровьесберегающего поведения у дошкольников, формируется соответствующее двигательное поведение, что особенно важно в условиях современной жизни. [5,с.45]
В настоящее время очень много пишется и говорится о важности приобщения детей к культуре своего народа. Обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за свою малую Родину. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В этом направлении делается акцент на знание истории, культуры, традиций.
У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры и все они передают из поколения к поколению нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта, так же, как и сказки, песни. Особенно популярны такие игры, как горелки, жмурки, городки, игры с мячом.
Важнейшее достоинство народных подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений и поэтому являются уникальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Народная игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. [6,с.64]
В практической работе с детьми мы используем игры, указанные в программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». Но их недостаточно даже для проведения занятий по развитию активности детей, а между тем надо, чтобы дети играли ежедневно как на воздухе, так и в помещении в свободное от занятий время. Поэтому мы на протяжении нескольких лет, пользуемся парциальной программой «Играйте на здоровье» Волошиной Людмилы Николаевны и нас заинтересовала новая программа «Выходи играть во двор», в основу которой заложен опыт белгородских педагогов дошкольного образования, связанный с возрождением и развитием игр и забав наших предков.
Эти программы дополняют образовательный процесс по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста. Дети знакомятся с элементами таких интересных и увлекательных игр, как городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол.[3,с.6] Воспитанники детского сада с удовольствием посещают секцию «Юный баскетболист».
В процессе реализации тем «Любимые игры бабушек и дедушек», «Городки – игра народная», программы «Выходи играть во двор», мы увидели огромный интерес наших детей к игре «Городки». [2,с.4]
Благодаря разработчикам программы, «Городки» возвращаются в детские сады Белгородской области.
Великий полководец Александр Суворов, как нельзя точно и образно передал суть этой игры: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск».
Нами замечено, что эта народная игра развивает координацию, учит детей работать командой, они могут справиться с ней и без помощи взрослых. Стеснительным и малоактивным детям «Городки» помогают раскрыться, увлеченные игрой они забывают о своей неуверенности. И наоборот, гиперактивные дети, успокаиваются, ведь чтобы сделать точный бросок и победить, надо максимально сосредоточиться.
Наши дети быстро и с удовольствием запомнили правила игры и уже ловко строят мудрѐные фигуры. Играют по одному, командой, иногда эмоционально споря, но быстро приходя к взаимному согласию. Для командной игры нужны два набора, их было не сложно найти в магазине игрушек, да и цена на городошный набор вполне демократичная.
Мы надеемся, что из детского сада многие дети перенесут игру во дворы и ребятня, заинтересовавшись, чем же таким необычным занимаются их сверстники, бросит компьютеры, телевизоры и включится в эту исконно русскую забаву.
 И закончить статью хочется словами доктора Е.А.Покровского «Направлять с детства жизнь человека к тем путям… к наилучшему здоровью. Для обеспечения этого положения первое, что нужно, - крепость сил и неуязвимость здоровья. Но как достигнуть этого? Путѐм постепенного укрепления организма с раннего возраста, а одно из лучших, вернейших и приятнейших средств – детские игры». [7,с.84]
Список используемой литературы:
1.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
2.       Волошина Л.Н. Планирование ОД по программе «Выходи играть во двор» Белгород, 2015.
3.       Волошина Л.Н.Программа «Играйте на здоровье!»:-М.: АРКТИ, 2004. – 144с.
4.       Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор! – М.: Молодая гвардия, 1984.
5.       Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
6.       Григорьев В. М. Народные игры и традиции России. М. 1991.
7.Покровский Е.А.Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. – В кН.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. – М.: Педагогика, 1990.

 

2021