НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козуб Л. Г., Казакова Л. Г., Краснова Е. А., Порфирьева Е. О. Проблема консультирования семей в период адаптации ребенка к образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Проблеме адаптации детей к образовательной организации посвящено немалое количество практических пособий и научных статей. Однако, по-прежнему возникают вопросы как у родителей, так и у педагогов-практиков: как способствовать профилактике возможных проблем при адаптации ребенка к образовательной организации.
По мнению отечественного физиолога И.П. Павлова, психологическое состояние человека, его «тяжелые чувства», возникающие в ходе разнообразных адаптационных процессов при изменении обычного образа жизни, при прекращении обычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже о кризисах развития, имеют свое физиологическое основание. И это наблюдение ученого показывает нам, насколько важным является вдумчивое и внимательное оказание педагогической и психологической помощи семьям и детям при прохождении этого периода на этапе поступления в образовательную организацию.
И педагоги, и семья ребенка, безусловно, понимают важность прохождения адаптационного периода, но всегда ли при этом мы осознаем, что процесс адаптации зависит не только от условий, созданных в образовательной организации, куда поступает ребенок, но и от семейной системы, частью которой является он. Именно учет системного подхода при взаимодействии образовательных организаций с семьей ребенка будет являться залогом успешной адаптации, способствовать профилактике дезадаптации. Для того, чтобы работа с родителями детей проходила эффективно, важно изначально говорить на «одном языке». В связи с этим при проведении подготовительной и профилактической работы в период адаптации важным условием является установление доверительных, партнерских взаимоотношений с семьей. Сбор информации об опасениях и ожиданиях семьи так же поможет получить представление о тех мероприятиях, которые могут быть полезны для них. Ведь ожидания у педагогов и семьи бывают разные. Для того чтобы помочь ребенку пройти этот нелегкий период, необходимо «взаимодействие» двух систем: семейной и педагогической.
В ходе проведения опроса и анкетирования семей в группах раннего возраста мы пришли к следующим выводам:
– психологическая помощь в период адаптации часто требуется не только ребенку, но и самим родителям, которые переживают этот период часто острее самих детей;
– негативные переживания родителей часто передаются детям, что вызывает трудности адаптации к новым условиям, к новому статусу ребенка;
– семья не готова менять свой уклад жизни, отдавая ребенка в образовательную организацию, что тоже часто является причиной дезадаптации ребенка.
Исходя из вышесделанных выводов, важно понять, как простроить систему работы с семьей, чтобы родители были не сторонними наблюдателями и получателями услуги, а активными участниками педагогического процесса, как это определено в нашем законодательстве.
Какие же формы работы по профилактике дезадаптации может на сегодняшний день предложить образовательная организация, а конкретно, педагог-психолог, воспитатель группы и другие специалисты? Во-первых, на сегодняшний день в нашем детском саду разработано и апробировано огромное количество различных форм взаимодействия образовательной организации с семьей:
1) День открытых дверей;
2) родительские уголки;
3) ознакомление с памятками, рекомендациями по разным темам;
4) анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в ДОО;
5) организация предметно-развивающей среды;
6) проведение открытых занятий;
7) различные формы досуга для всей семьи; (спортивные праздники, литературные гостиные, викторины и т.п.);
8) различные формы творческих выставок (фотовыставка, выставка поделок и т.п.);
9) индивидуальные или групповые консультации по вопросам адаптации.
Таким образом, можно выстроить следующую классификацию форм работы с родителями, которые предлагает Л.В. Белкина:
1. Информационно-аналитические (анкетирование, опрос). Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника об общекультурном уровне его родителей; наличии у них необходимых педагогических знаний; об отношении в семье к ребенку; запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
2. Познавательные (беседа, родительское собрание, семинар-практикум, круглый стол): способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в семье.
3. Наглядно-информационные (папка-передвижка, наглядная информация, консультация): решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях образовательной организации; позволяют правильно оценить деятельность воспитателя; пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
Таким образом, можно выделить три условных этапа работы с родителями по адаптации к образовательной организации.
На первом этапе проводится День открытых дверей и собрание, где родителям представляют образовательную организацию, знакомят с правилами и традициями внутреннего распорядка. Такие мероприятия помогают заинтересовать родителей будущих воспитанников в дальнейшем сотрудничестве с образовательной организацией. Они могут обратиться к педагогу-психологу за консультацией в индивидуальной форме.
Индивидуальная консультация помогает педагогу-психологу собрать информацию о семье; выявить индивидуально-личностные привычки ребенка (особенности режима дня, питания, засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.). На основе собранных данных можно дать родителям соответствующие рекомендации.
На втором этапе проводятся адаптационные игры, способствующие взаимодействию педагога, родителей и детей. В совместной деятельности решаются такие задачи, как: создание благоприятных условий для развития чувственного опыта и самостоятельной деятельности детей; формирование эмоционально-положительного контакта с каждым ребенком. На этом этапе интересной формой консультирования может выступать переписка родителей и педагогов посредством форума в сети интернет, «почтового ящика».
На третьем этапе, когда ребенок уже посещает образовательную организацию, работа педагога-психолога с семьей заключается в консультировании родителей о процессе и результатах адаптации ребенка к новым условиям, в оказании психолого-педагогической помощи в разрешении сложных случаев.
При организации консультативной работы важно помнить, что существуют ожидания родителей, которые должны быть удовлетворены. Например: родителю важно убедиться в том, что с ребенком все в порядке; важно получить информацию о том, как ребенок адаптируется к новым условиям и, конечно же, получить поддержку в решении сложных ситуаций (ребенок не хочет идти в детский сад, капризничает, не хочет делиться игрушками со сверстниками и т.д.).
Таким образом, эффективность консультационной помощи будет зависеть от того, как специалисты смогут проинформировать родителей о возможности получения психолого-педагогической помощи. Так же важно подводить родителей к определенным выводам о необходимости проведения профилактических мероприятий с детьми в семье. Если родители поймут значимость их вклада в период адаптации и получат поддержку педагогов в этом вопросе, они будут заинтересованными участниками этого процесса.
Литература
1. Арнаутова, Е.П. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Е.П. Арнаутова, О.Л. Зубова. – Дошкольное воспитание, 2004. – № 7. – 66-77 с.
2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
3. Галанов, А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 120 с.
4. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
2021