Библиографическое описание:
Якушова О.М., Подольная С.В. Проект по ранней профориентации воспитанников младшего дошкольного возраста «Хранитель книг - библиотекарь» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер и её основная цель - это дать ребенку определённые знания о различных профессиях, развить эмоциональное отношение к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, возникает раннее проявление интересов и склонностей к конкретной профессии.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников, предполагают, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Одной из задач рабочей программы по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы является знакомство детей с понятными им профессиями (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширение и обогащение представления о трудовых действиях, результатах труда. Анализируя данную задачу, мы задали себе вопрос: существует ли возможность расширить список профессий, с которыми можно ознакомить наших воспитанников? Конечно же, существует!
И мы обратились к книгам. Книга. Она сопровождает человека с раннего детства и до конца его дней. Как только малыш научился сидеть, наряду с погремушками появляется книга. Может быть, сначала - это просто интересная игрушка. Но со временем книга становится источником интереса, источником знаний, первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, радоваться. Задача взрослых - пробудить, воспитать, укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способность общения с книгой. Таким образом, и появилась идея нашего проекта – знакомство воспитанников с профессией библиотекарь.
Цели проекта:
- расширение кругозора воспитанников, осуществление ранней профориентации через знакомство с профессией библиотекарь (педагоги);
- получение воспитанниками доступной и понятной информации о профессии библиотекарь (воспитанники);
- овладение родителями практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя (родители).
Задачи проекта:
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
- развивать познавательные способности, коммуникативные навыки;
- формировать представления детей о библиотеке;
- познакомить с трудом библиотекаря; пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
- способствовать приобщению детей к чтению;
- воспитывать уважение к труду работников библиотеки;
- развивать умение детей организовывать сюжетно-ролевые игры на данную тему, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры, умение вести простой диалог;
- способствовать возрастанию заинтересованности родителей в совместном сотрудничестве;
- повышать качество работы родителей с детьми по использованию книги, возрождать традиции домашнего чтения;
- укреплять сотрудничество с социальными партнёрами.
Принципы реализации проекта:
- доступность (учёт возрастных особенностей детей, адаптированность материала);
- систематичность и последовательность (постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний);
- наглядность и занимательность (предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым с элементами сюрприза);
- динамичность (интеграция проекта в различные виды деятельности);
-дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком).
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный «Ознакомительный»: 1 неделя
2 этап – практический «Реализация»: 2 недели
3 этап – итоговый «Обобщающий»: 1 неделя
План мероприятий по реализации проекта «Хранитель книг - библиотекарь»
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
Дети:
- получат необходимую интересную и доступную информацию о профессии библиотекарь;
- смогут понять смысл и значимость этой профессии; проявлять признательность и уважение к труду взрослых;
- научатся бережно относиться к книге;
- смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
- примут участие в оформлении книги иллюстраций к русской народной сказке «Три медведя»
Родители:
- овладеют практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя;
- активно включатся в жизнь детского сада: примут участие в пополнении библиотеки группы, совместном посещении детской библиотеки, подготовке фотоальбома «Хранитель книг - библиотекарь» и оформлении книги иллюстраций к русской народной сказке «Три медведя»;
- возродят традиции домашнего чтения;
Предполагаемые риски:
- некоторые родители не проникнутся актуальностью проекта;
- некоторые родители будут пассивны в подготовке продукта проекта
Вывод:
В мире очень много разных профессий и важно, чтобы ребёнок с раннего возраста понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Библиографический список1. Основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014.
3. Пасечникова Т. В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации. Самара.: ЦПО, 2013. 45 с.
Якушова О.М., Подольная С.В. Проект по ранней профориентации воспитанников младшего дошкольного возраста «Хранитель книг - библиотекарь» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер и её основная цель - это дать ребенку определённые знания о различных профессиях, развить эмоциональное отношение к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, возникает раннее проявление интересов и склонностей к конкретной профессии.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников, предполагают, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Одной из задач рабочей программы по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы является знакомство детей с понятными им профессиями (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширение и обогащение представления о трудовых действиях, результатах труда. Анализируя данную задачу, мы задали себе вопрос: существует ли возможность расширить список профессий, с которыми можно ознакомить наших воспитанников? Конечно же, существует!
И мы обратились к книгам. Книга. Она сопровождает человека с раннего детства и до конца его дней. Как только малыш научился сидеть, наряду с погремушками появляется книга. Может быть, сначала - это просто интересная игрушка. Но со временем книга становится источником интереса, источником знаний, первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, радоваться. Задача взрослых - пробудить, воспитать, укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способность общения с книгой. Таким образом, и появилась идея нашего проекта – знакомство воспитанников с профессией библиотекарь.
Цели проекта:
- расширение кругозора воспитанников, осуществление ранней профориентации через знакомство с профессией библиотекарь (педагоги);
- получение воспитанниками доступной и понятной информации о профессии библиотекарь (воспитанники);
- овладение родителями практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя (родители).
Задачи проекта:
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
- развивать познавательные способности, коммуникативные навыки;
- формировать представления детей о библиотеке;
- познакомить с трудом библиотекаря; пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
- способствовать приобщению детей к чтению;
- воспитывать уважение к труду работников библиотеки;
- развивать умение детей организовывать сюжетно-ролевые игры на данную тему, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры, умение вести простой диалог;
- способствовать возрастанию заинтересованности родителей в совместном сотрудничестве;
- повышать качество работы родителей с детьми по использованию книги, возрождать традиции домашнего чтения;
- укреплять сотрудничество с социальными партнёрами.
Принципы реализации проекта:
- доступность (учёт возрастных особенностей детей, адаптированность материала);
- систематичность и последовательность (постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний);
- наглядность и занимательность (предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым с элементами сюрприза);
- динамичность (интеграция проекта в различные виды деятельности);
-дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком).
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный «Ознакомительный»: 1 неделя
2 этап – практический «Реализация»: 2 недели
3 этап – итоговый «Обобщающий»: 1 неделя
План мероприятий по реализации проекта «Хранитель книг - библиотекарь»
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
Дети:
- получат необходимую интересную и доступную информацию о профессии библиотекарь;
- смогут понять смысл и значимость этой профессии; проявлять признательность и уважение к труду взрослых;
- научатся бережно относиться к книге;
- смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
- примут участие в оформлении книги иллюстраций к русской народной сказке «Три медведя»
Родители:
- овладеют практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя;
- активно включатся в жизнь детского сада: примут участие в пополнении библиотеки группы, совместном посещении детской библиотеки, подготовке фотоальбома «Хранитель книг - библиотекарь» и оформлении книги иллюстраций к русской народной сказке «Три медведя»;
- возродят традиции домашнего чтения;
Предполагаемые риски:
- некоторые родители не проникнутся актуальностью проекта;
- некоторые родители будут пассивны в подготовке продукта проекта
Вывод:
В мире очень много разных профессий и важно, чтобы ребёнок с раннего возраста понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Библиографический список1. Основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014.
3. Пасечникова Т. В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации. Самара.: ЦПО, 2013. 45 с.