НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Писаренко С. Н., Косицина М. А. Использование алгоритмов на уроках окружающего мира как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Применение алгоритмов способствует умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Обучение элементам алгоритмизации в начальных классах очень важно с пропедевтической точки зрения. Описание какого-либо процесса по шагам, этапам доступно младшим школьникам.
Каждый ученик осознаёт, что единствен­ный путь к успеху — добросовестный учеб­ный труд. Но учащиеся начальных классов ещё не умеют трудиться. Этому их должен обучить учитель, а также научить самостоя­тельно приобретать знания из различных источников информации.
Учебная деятельность может быть эф­фективной только при научной организа­ции труда обучающихся. Примером может служить проведение практических работ с использованием средств наглядности на предметных и комбинированных уроках дисциплин природоведческого цикла. Практическая работа с раздаточным мате­риалом необходима для закрепления и повторения, а также углубления и расши­рения полученных на уроке знаний, при­обретения умений и навыков. Чтобы прак­тическая работа была результативной, важно научить учащихся самостоятельно наблюдать, изучать, характеризовать объ­екты, работать с приборами. Учитель мо­жет обучать учащихся работать самостоя­тельно с живыми объектами, наглядными пособиями и приборами с помощью алго­ритмов (алгоритм — последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решить задачу). Самостоятель­ную работу учащихся лучше организовать в парах. Выполнив задание, учащиеся должны сами осуществить контроль и оце­нить результаты работы друг друга, затем провести обобщающую беседу.
Представляем некоторые алгоритмы.
1.       Самостоятельная работа с живыми растениями (гербарием)
·          Рассмотри растение.
· Прочитай его название.
·          Найди у него корень, листья, стебель, цветок, плод (если имеется).
·          Внимательно рассмотри каждую часть растения в следующей последовательности:
·          Корень: обрати внимание на его величи­ну, особенности строения.
·          Стебель: определи его размеры (высоту, толщину), цвет, наличие или отсутствие шипов.
·          Листья: каковы их величина, форма, жилки, цвет; отметь наличие или отсут­ствие опушения.
·          Цветок: определи его размеры, цвет ле­пестков.
·          Плод: обрати внимание на его величину, форму, цвет, особенности строения.
·          Посмотри на растение ещё раз, прочитай его название, постарайся его зрительно за­помнить.
2.       Самостоятельная работа с коллекцией плодов и семян.
v Рассмотри плоды и семена каждого вида растения, представленного в коллекции, прочитай названия.
v Установи их размеры, форму, цвет, осо­бенности строения.
v По особенностям строения определи способы распространения плодов и семян в природе.
v Рассмотри гербарий растений, плоды и семена которых представлены в коллек­ции.
v Внимательно рассмотри плоды и семена каждого растения в коллекции ещё раз, за­помни их названия.
3.       Самостоятельная работа с коллекция­ми насекомых.
Ø Рассмотри насекомых.
Ø Установи их название, запомни.
Ø Обрати внимание на размеры, цвет этих насекомых.
Ø Рассмотри строение каждого насекомо­го (голова, грудь, брюшко, крылья, ножки, их количество).
Ø Вспомни их место обитания в природе.
Ø Внимательно посмотри на общий вид насекомых ещё раз, запомни их названия.
4.       Самостоятельная работа с чучелами (иллюстрациями) птиц.
§  Рассмотри внимательно чучело (иллю­страцию).
§  Установи название птицы.
§  Рассмотри голову, туловище, ноги, крылья, покров; обрати внимание на их цвет, размеры.
§  Запиши в тетради признаки, характер­ные для птиц (две ноги, перья, клюв, нет зу­бов, нет ушных раковин).
§  Вспомни место обитания данной птицы в природе.
5.       Самостоятельная работа с чучелами (иллюстрациями) млекопитающих.
ü Рассмотри внимательно чучело (иллю­страцию).
ü Определи название животного.
ü Рассмотри голову, туловище, ноги, пок­ров; обрати внимание на их цвет, размеры.
ü Запиши в тетради признаки, характер­ные для млекопитающих (уши, зубы, четы­ре ноги, шерсть).
ü Вспомни место обитания данного жи­вотного в природе.
6.       Самостоятельная работа с глобусом (картой полушарий).
·          Определи форму глобуса — уменьшен­ной модели Земли.
·          Рассмотри масштаб, выясни, что он оз­начает.
·          Посмотри на шкалу высот и глубин. Они дают представление о поверхности Земли.
·          Найди Северный полюс, Южный по­люс, экватор.
·          Покажи основные стороны горизонта.
·          Найди северный тропик, южный тро­пик, Северный полярный круг, Южный по­лярный круг.
·          Покажи на глобусе, пользуясь учебни­ком, тропический пояс, умеренные пояса (северный и южный), полярные пояса (се­верный и южный).
·          Найди и покажи материки: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
·          Найди и покажи океаны: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атланти­ческий.
·          Найди и покажи на глобусе Россию и её столицу.
7.       Самостоятельная работа с физической картой России.
v Рассмотри карту.
v Найди масштаб, выясни, что он означает.
v Определи основные стороны горизонта.
v Рассмотри условные знаки карты.
v Найди и покажи равнины России: Вос­точно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
v Найди и покажи горы России: Ураль­ские, Кавказские, Алтай, Саяны.
v Найди и покажи моря Северного Ледо­витого океана: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
v Найди и покажи моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское.
v Найди и покажи моря Атлантического океана: Балтийское, Чёрное, Азовское.
v Найди и покажи озера России: Каспийс­кое, Байкал, Ладожское, Онежское.
v Найди и покажи реки России: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
8.       Самостоятельная работа с учебными картинами.
Ø Рассмотри предложенную картину.
Ø Прочитай ее название. Что изображено на картине?
Ø Внимательно рассмотри каждый объект, изображённый на картине. Определи его место в природе.
Ø Подумай, как между собой связаны объ­екты на картине.
Ø Составь рассказ по картине.
9.       Самостоятельная работа с медицин­ским термометром (выполняется дома).
ü Рассмотри термометр.
ü Найди шкалу и стеклянную трубку.
ü Рассмотри внимательно шкалу. Каждое её деление обозначает один градус. Цифры на шкале показывают число градусов.
ü Установи пределы температур, измеряе­мых медицинским термометром.
ü Обрати внимание на число 37. Тридцать семь градусов и выше — это повышенные температуры, они указывают на болезнь.
ü Измерь температуру своего тела. Для этого сделай следующее. Встряхни осторожно термометр, чтобы столбик ртути опустился ниже 36 градусов.
ü Подержи тер­мометр в течение 5-7 минут в подмышеч­ной впадине. Сними показание термомет­ра (твои глаза должны быть на одном уровне со столбиком ртути в трубочке тер­мометра).
10.   Самостоятельные наблюдения за сооб­ществом аквариума (выполняются во вне­урочное время).
§  Назови объекты живой природы в аква­риуме.
§  Рассмотри водные растения. Установи их части.
§  Пронаблюдай выделение пузырьков кислорода водными растениями.
§  Рассмотри внимательно улитку катушку. Обрати внимание на её раковину, голо­ву, ногу.
§  Установи, чем питается улитка.
§  Рассмотри аквариумных рыбок. Прочи­тай и запомни их названия.
§  Обрати внимание на форму тела, а так­же цвет, размеры головы, туловища, хвос­та, плавников каждой разновидности рыб.
§  Пронаблюдай за передвижениями рыб.
§  Выяви взаимосвязи организмов в аква­риуме. Подготовь информацию для сооб­щения на уроке.
Таким образом, алгоритмы дают воз­можность всесторонне изучать объекты, учат правильно работать с приборами, что положительно сказывается на качестве зна­ний учащихся.
Итак, самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Самостоятельная работа - есть средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации, формируемая в каждом конкретном типе и виде самостоятельной работы, позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность. Следовательно, самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.
Систематическое выполнение учащимися самостоятельных работ заставляет ученика воспроизводить не только отдельные функциональные характеристики знания, но и структуру этих знаний в целом. Воспроизведение же этой структуры, с одной стороны, дает ученику подлинное представление о роли науки в современной жизни и тем самым способствует развитию мотивов улучшения формированию потребности в знаниях; с другой стороны - побуждает ученика прибегать к логическим рассуждениям и выводам для выявления существенных связей, создаёт необходимые условия для развития его мыслительных способностей в процессе обучения. Именно эти две особенности деятельности ученика в рамках выполнения им самостоятельной работы составляют основу формирования у ребенка способности к творческой деятельности, к участию в производстве существенно новых знаний.

Библиографический список

1.       Жаров Л.В. Учись самостоятельности/Л.В. Жаров. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.
2.       Маркова А.П., Хаккарайнен П. Познавательная активность в обучении// Вопросы психологии. 1984. №2.
3.       Ошорова Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в условиях личностно ориентированного образования: дис. … канд. пед.наук / Н.Б. Ошорова. – УланнУдэ, 2001. – 196 с.
4.       Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972, с.42-43
2020