Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf
Применение алгоритмов способствует умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Обучение элементам алгоритмизации в начальных классах очень важно с пропедевтической точки зрения. Описание какого-либо процесса по шагам, этапам доступно младшим школьникам.
Каждый ученик осознаёт, что единственный путь к успеху — добросовестный учебный труд. Но учащиеся начальных классов ещё не умеют трудиться. Этому их должен обучить учитель, а также научить самостоятельно приобретать знания из различных источников информации.
Учебная деятельность может быть эффективной только при научной организации труда обучающихся. Примером может служить проведение практических работ с использованием средств наглядности на предметных и комбинированных уроках дисциплин природоведческого цикла. Практическая работа с раздаточным материалом необходима для закрепления и повторения, а также углубления и расширения полученных на уроке знаний, приобретения умений и навыков. Чтобы практическая работа была результативной, важно научить учащихся самостоятельно наблюдать, изучать, характеризовать объекты, работать с приборами. Учитель может обучать учащихся работать самостоятельно с живыми объектами, наглядными пособиями и приборами с помощью алгоритмов (алгоритм — последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решить задачу). Самостоятельную работу учащихся лучше организовать в парах. Выполнив задание, учащиеся должны сами осуществить контроль и оценить результаты работы друг друга, затем провести обобщающую беседу.
Представляем некоторые алгоритмы.
1. Самостоятельная работа с живыми растениями (гербарием)
· Рассмотри растение.
· Прочитай его название.
· Найди у него корень, листья, стебель, цветок, плод (если имеется).
· Внимательно рассмотри каждую часть растения в следующей последовательности:
· Корень: обрати внимание на его величину, особенности строения.
· Стебель: определи его размеры (высоту, толщину), цвет, наличие или отсутствие шипов.
· Листья: каковы их величина, форма, жилки, цвет; отметь наличие или отсутствие опушения.
· Цветок: определи его размеры, цвет лепестков.
· Плод: обрати внимание на его величину, форму, цвет, особенности строения.
· Посмотри на растение ещё раз, прочитай его название, постарайся его зрительно запомнить.
2. Самостоятельная работа с коллекцией плодов и семян.
v Рассмотри плоды и семена каждого вида растения, представленного в коллекции, прочитай названия.
v Установи их размеры, форму, цвет, особенности строения.
v По особенностям строения определи способы распространения плодов и семян в природе.
v Рассмотри гербарий растений, плоды и семена которых представлены в коллекции.
v Внимательно рассмотри плоды и семена каждого растения в коллекции ещё раз, запомни их названия.
3. Самостоятельная работа с коллекциями насекомых.
Ø Рассмотри насекомых.
Ø Установи их название, запомни.
Ø Обрати внимание на размеры, цвет этих насекомых.
Ø Рассмотри строение каждого насекомого (голова, грудь, брюшко, крылья, ножки, их количество).
Ø Вспомни их место обитания в природе.
Ø Внимательно посмотри на общий вид насекомых ещё раз, запомни их названия.
4. Самостоятельная работа с чучелами (иллюстрациями) птиц.
§ Рассмотри внимательно чучело (иллюстрацию).
§ Установи название птицы.
§ Рассмотри голову, туловище, ноги, крылья, покров; обрати внимание на их цвет, размеры.
§ Запиши в тетради признаки, характерные для птиц (две ноги, перья, клюв, нет зубов, нет ушных раковин).
§ Вспомни место обитания данной птицы в природе.
5. Самостоятельная работа с чучелами (иллюстрациями) млекопитающих.
ü Рассмотри внимательно чучело (иллюстрацию).
ü Определи название животного.
ü Рассмотри голову, туловище, ноги, покров; обрати внимание на их цвет, размеры.
ü Запиши в тетради признаки, характерные для млекопитающих (уши, зубы, четыре ноги, шерсть).
ü Вспомни место обитания данного животного в природе.
6. Самостоятельная работа с глобусом (картой полушарий).
· Определи форму глобуса — уменьшенной модели Земли.
· Рассмотри масштаб, выясни, что он означает.
· Посмотри на шкалу высот и глубин. Они дают представление о поверхности Земли.
· Найди Северный полюс, Южный полюс, экватор.
· Покажи основные стороны горизонта.
· Найди северный тропик, южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.
· Покажи на глобусе, пользуясь учебником, тропический пояс, умеренные пояса (северный и южный), полярные пояса (северный и южный).
· Найди и покажи материки: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
· Найди и покажи океаны: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
· Найди и покажи на глобусе Россию и её столицу.
7. Самостоятельная работа с физической картой России.
v Рассмотри карту.
v Найди масштаб, выясни, что он означает.
v Определи основные стороны горизонта.
v Рассмотри условные знаки карты.
v Найди и покажи равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
v Найди и покажи горы России: Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.
v Найди и покажи моря Северного Ледовитого океана: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
v Найди и покажи моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское.
v Найди и покажи моря Атлантического океана: Балтийское, Чёрное, Азовское.
v Найди и покажи озера России: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское.
v Найди и покажи реки России: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
8. Самостоятельная работа с учебными картинами.
Ø Рассмотри предложенную картину.
Ø Прочитай ее название. Что изображено на картине?
Ø Внимательно рассмотри каждый объект, изображённый на картине. Определи его место в природе.
Ø Подумай, как между собой связаны объекты на картине.
Ø Составь рассказ по картине.
9. Самостоятельная работа с медицинским термометром (выполняется дома).
ü Рассмотри термометр.
ü Найди шкалу и стеклянную трубку.
ü Рассмотри внимательно шкалу. Каждое её деление обозначает один градус. Цифры на шкале показывают число градусов.
ü Установи пределы температур, измеряемых медицинским термометром.
ü Обрати внимание на число 37. Тридцать семь градусов и выше — это повышенные температуры, они указывают на болезнь.
ü Измерь температуру своего тела. Для этого сделай следующее. Встряхни осторожно термометр, чтобы столбик ртути опустился ниже 36 градусов.
ü Подержи термометр в течение 5-7 минут в подмышечной впадине. Сними показание термометра (твои глаза должны быть на одном уровне со столбиком ртути в трубочке термометра).
10. Самостоятельные наблюдения за сообществом аквариума (выполняются во внеурочное время).
§ Назови объекты живой природы в аквариуме.
§ Рассмотри водные растения. Установи их части.
§ Пронаблюдай выделение пузырьков кислорода водными растениями.
§ Рассмотри внимательно улитку катушку. Обрати внимание на её раковину, голову, ногу.
§ Установи, чем питается улитка.
§ Рассмотри аквариумных рыбок. Прочитай и запомни их названия.
§ Обрати внимание на форму тела, а также цвет, размеры головы, туловища, хвоста, плавников каждой разновидности рыб.
§ Пронаблюдай за передвижениями рыб.
§ Выяви взаимосвязи организмов в аквариуме. Подготовь информацию для сообщения на уроке.
Таким образом, алгоритмы дают возможность всесторонне изучать объекты, учат правильно работать с приборами, что положительно сказывается на качестве знаний учащихся.
Итак, самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Самостоятельная работа - есть средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации, формируемая в каждом конкретном типе и виде самостоятельной работы, позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность. Следовательно, самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.
Систематическое выполнение учащимися самостоятельных работ заставляет ученика воспроизводить не только отдельные функциональные характеристики знания, но и структуру этих знаний в целом. Воспроизведение же этой структуры, с одной стороны, дает ученику подлинное представление о роли науки в современной жизни и тем самым способствует развитию мотивов улучшения формированию потребности в знаниях; с другой стороны - побуждает ученика прибегать к логическим рассуждениям и выводам для выявления существенных связей, создаёт необходимые условия для развития его мыслительных способностей в процессе обучения. Именно эти две особенности деятельности ученика в рамках выполнения им самостоятельной работы составляют основу формирования у ребенка способности к творческой деятельности, к участию в производстве существенно новых знаний.
Библиографический список
1. Жаров Л.В. Учись самостоятельности/Л.В. Жаров. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.2. Маркова А.П., Хаккарайнен П. Познавательная активность в обучении// Вопросы психологии. 1984. №2.
3. Ошорова Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в условиях личностно ориентированного образования: дис. … канд. пед.наук / Н.Б. Ошорова. – УланнУдэ, 2001. – 196 с.
4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972, с.42-43