НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шалгенбаева Г.Т. Лего-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте


Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

В настоящее время актуальна проблема, выбора такой игрушки, которая помогала бы детям фантазировать, раскрывать свои творческие способности, мышление, логику. Самое главное предоставить детям возможность во время игры узнавать что-то новое, фантазировать, выражать своё отношение к происходящему. Лего – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Лего-конструкторы позволяют детям учиться, играя и обучаться в игре. В процессе игры дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи и видят конечный результат своего труда, могут сразу поиграть с постройкой и обыграть её. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать, именно это и является основой творческого развития ребенка. Лего – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.
Проблема развития творческого потенциала ребенка относится к числу главных, основных образовательных задач. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование правого полушария, которое отвечает, именно, за развитие творческих способностей, а использование Лего-конструирования стимулирует и развивает эти способности. Для наборов Лего характерно высочайшее качество, эстетичность, необычная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность строить все, что душе угодно. Конструкторы Лего – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Ребёнок прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать, фантазировать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребёнок на своём опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления между собой. Он как дизайнер творит, фантазирует, создает новые уникальные постройки.
Цель моего опыта: Развитие творческого потенциала личности дошкольника через работу с конструктором Лего.
Для достижения цели я обозначила следующие задачи:
- развивать индивидуальные способности ребенка;
- развивать творческую активность, навыки межличностного общения и коллективного творчества;
- развивать мелкую моторику и координацию движений;
- изучить существующий опыт по использованию Лего-конструкторов в образовательном процессе;
- выявить возможности Лего-конструирования в развитии детей;
- создать условия для развития творческого потенциала детей;
- организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах;
- определить наиболее эффективные целесообразные методы, приемы, средства, педагогические технологи обучения детей Лего-конструированию.
Работу по реализации поставленной цели, начала со второй младшей группы, для эффективности достижения поставленных задач был организован кружок «Легошка»
На первом этапе познакомила детей с конструктором Лего, его разновидностями и свойствами. Дети исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы.
- Изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме работы, пакета нормативно-правовых документов;
-         Разработала план действий по реализации опыта.
-         Разработала план на каждую группу.
-         Подобрала соответствующий материал на каждую группу.
-         Разработала систему мониторинга по каждой группе.
-         Наблюдение за детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса.
-         Обобщение и систематизация накопленного опыта.
При составлении перспективного плана работы кружка придерживалась тематики комплексно-тематического планирования принятого в детском саду.
Одна из основных задач развития творческих, умственных способностей у детей – активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Лего-конструирование создаёт комплекс условий для интенсивного саморазвития и творчества, наиболее полной реализации способностей каждого, что даёт основания прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку детям.
Действительно, конструкторы Лего зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Лего используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Реализация Лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Игра необходимый спутник детства. С Лего дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Дети конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор Лего помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить и создавать все новые и новые постройки. В развитии ребенка конструирование играет очень важную роль. Собирая конструктор, ребёнок развивает мелкую моторику, воображение и абстрактное мышление, конструирование учить ребёнка фантазировать, формируются его коммуникативные умения, его воображение и умение логически излагать свои мысли, обогащается словарный запас. С помощью лего конструирования можно с ребёнком в игровой форме изучать счет.
Кроме этого работа в кружке «Легошка» помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности
В своей кружковой работе «Легошка» использовала игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические воп­росы, стихотворения про лего, что делает интересным и занимательным любое задание.
И в этот мир – веселый, яркий,
Где есть волшебные подарки
Ты окунись, как в море с брега:
Добро пожаловать в мир «Лего»!
Из кучи конструктора дети берут, какие хотят детали и делают свободную постройку.
Лего – друг, нас научи,
Брать как надо кирпичи,
Чтобы все детали
Куда надо встали.
Способам скрепления деталей между собой придается большое значения. Дети на занятиях обсуждают эти способы, описывают, рассказывают об этом друг другу, как именно они сделали ту или иную постройку.
Кирпичик никогда не бить
Ищи, как правильно скрепить.
Если попалась тебе «Нескреплялка»,
Рухнет постройка и будет жалко.
Лего – конструирование это творчески-продуктивная деятельность. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры.
Раз, два, три — сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!
а так же следующие методы и приёмы для реализации поставленных задач:
-наглядно-практические,
-проблемные ситуации,
-систематизация знаний и умений,
-игровые,
-беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
-самостоятельное проектирование для закрепления те­оретических знаний и осуществления соб­ственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
-ООД
Безусловно, ребёнку очень сложно запомнить названия всех лего деталей. Обычно, они действуют машинально. Выбирая ту или иную деталь не задумываясь, о количестве «кнопочек» на деталях.
Для изучения (закрепления) названий лего деталей, предлагаю использовать знакомые сказки. Поэкспериментируем. Сказка начинается.
(Дети надевают на голову маски с изображением Лего деталей)
«Лего - теремок»
Лего кубик в лес пошел,
Лего теремок нашел,
Стал он жить в нём, поживать
Скучно, одному ему:
Он попрыгал, посидел и в окошко посмотрел.
Видит, скачет по тропинке,
Как лягушка прыг да скок
1х2 кирпичик ловко.
Лего - терем, теремок
Кто же в тереме живёт?
Я кубик 1х1,
А ты кто?
Я кирпичик 1х2,
Будем лучшие друзья!
Пригласил к себе он друга,
Взялись за руки детали,
Ручки весело подняли,
Опустили, посидели и в окошко поглядели.
По тропинке скок-поскок,
Словно зайчик,
1х3 бежит дружок.
Увидал он теремок.
Лего - терем, теремок,
Кто в тереме живет?
Я кубик 1х1,
Я кирпичик 1х2.
А ты кто?
Я кирпич 1х3.
Утомился я в пути.
Пригласили к себе друга,
Взялись за руки детали,
Ручки весело подняли,
Опустили, посидели и в окошко поглядели.
Небо хмурым стало вдруг
Лего - солнце в тучах скрылось,
И тихонько на носочках,
Лего кубик 2х2, словно рыжая лисичка,
Тихо к терему пришла.
Лего- терем, теремок,
Кто же в тереме живет?
Я кубик 1х1,
Я кирпичик 1х2.
А ты кто?
Я кирпич 1х3,
Кто ты, нам скорей скажи?
2х2– умею, все,
Будет вам со мной легко!
Пригласили к себе друга,
Взялись за руки детали,
Ручки весело подняли,
Опустили, посидели и в окошко поглядели.
Дождь пошёл, детальки рады,
Порезвиться под дождём.
По тропинке к теремку,
Не боясь, дождя и луж,
Лего-кирпичики идут.
2х4, 2х6 - очень дружные друзья!
Лего-терем теремок,
Кто в лего тереме живёт?
Я кубик 1х1,
Я кирпичик 1х2,
Я кирпич 1х3,
Два на два, знакомству рада,
Как детали вас зовут?
2х4, 2х6 очень дружные друзья,
Вам без нас никак нельзя.
Пригласили в дом друзей,
Взялись за руки детали,
Ручки весело подняли,
Опустили, посидели и в окошко поглядели.
И спросил детали кубик,
«2х8 не видали?»
Повернулся 1х3 бочком:
«Я с 2х8 не знаком!»,
Ну а кубик удивился:
«Как же так? Ведь он наш друг.
Самый длинный, самый нужный
Он в строительстве всегда.
Нужно нам его найти»
Все вместе:
-Ну, тогда пора идти,
2х8 нам найти
Вперевалочку 2х8,
По тропиночке идёт,
Словно мишка косолапый,
Громко песенки поет.
Дружно все детальки встали,
Крепко за руки взялись,
В мир фантазий, приключений
Вместе с ними окунись!
Вот и сказочке конец, А кто смотрел и слушал молодец! Поаплодируем нашим лего - героям.
Таким образом, Лего–конструирование влияет на развитие творческого потенциала личности дошкольника. Использование Лего-конструирования в детском саду позволяет поднять на более высокий уровень развитие творческого потенциала личности дошкольника, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

8(35240) 21403 gulzat.murzaboi@yandex.ru
Литература:
1.       Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
2.       Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007.
3.       Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.
4.       Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
5.       Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011.
2018