Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Федосеева Н. Д. Мастер-класс по теме «Палочки Кюизенера как средство познания и развития логики и математики у детей дошкольного возраста»

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Цель: знакомство с математическим пос0бием - цветные палочки Кюизенера и его рациональным использованием в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.       Формирование представления о познании «цветных чисел» набора Кюизенера.
2.       Представить вниманию опыт работы по применению развивающих игр с палочками Кюи3енера в игровой деятельности детей.
3.       Освоить следующие навыки: сравнение величин, состав числа, пространственного ориентирования, конструкторской и творческой деятельности.
4.       Способствовать развитию познавательного интереса, желания внедрить в свою работу с детьми дошкольного возраста развивающие игры с математическим набором «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Палочки Кюизенера, как средство познания и развития логики и математики у детей дошкольного возраста»; раздаточный материал: набор цветных палочек Кюизенера, схемы числовой лестницы каждому участнику мастер-класса.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть:
-Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мастер-класс на тему «Палочки Кюизенера, как средство познания и развития логики и математики у детей дошкольного возраста» проведу с вами я – Наталья Дмитриевна Федосеева.
Задача современного дошкольного образования – не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь, развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску.
Детское мышление лучше всего запоминает действия с разными предметами. Особенно когда ребенок имеет возможность ими манипулировать. Как раз для этого подходят игры с «числами в цвете». Дети во всем мире с помощью счетных палочек с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объём и цвет, внимание, конструкторские способности, детское творчество, фантазию и воображение. (Слайд презентации)
Палочки Кюизенера – это набор цветных счетных палочек, называемых ещё: «числа в цвете», «цветные числа», которые придумал бельгийский учитель начальных классов Джордж Кюизенер. В наборе имеются четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 сантиметров. Каждый цвет и длина палочки соответствует определённому числу. Единица – это белый куб со стороной 1 сантиметр, розовая соответствует двойке и по длине равна двум белым кубам – единицам, а оранжевая – десяти. Из них можно сложить 5 разных семейств: семейство красных – оттенки красного, они кратны двум; семейство синих – оттенки синего, кратны трём; семейство желтых – кратны пяти. При этом вы можете заметить, что фиолетовая палочка входит в два семейства – красных и синих: всё потому что, если смешать эти две краски, то получится фиолетовый цвет. То же происходит и с оранжевой палочкой: при смешивании красного и желтого цветов - оранжевый. Белая и черная палочки составляют собственную семью. Кроме палочек в наборе есть комплект цифр и арифметических знаков, выполненных из картона. Цвет цифры соответствует цвету палочки.
В начале знакомства с цветными счетными палочками дети играют ими, как с обычными кубиками, конструктором, совершая различные абстрактные постройки, замысловатые сюжеты, развивая познавательный интерес к данному игровому материалу. По ходу игровой деятельности с воспитателем в индивидуальной или подгрупповой работе они знакомятся с цветами, размерами и числом, обозначающим данную палочку. И потом только можно переходить к этапу овладения малышом сложных математических понятий: овладение счетом, измерение, простейшие математические действия с палочками – числами.
- Уважаемые гости, я предлагаю вашему вниманию несколько игр с детьми с данным математическим пособием. (Слайд презентации)
Игра «Заменяем палочки»
Цель: понимать, как образовывается любое число первого десятка, запомнить числовое значение палочек.
- Скажите, пожалуйста, как образуются числа? Прибавлением или присчитыванием по единице. На этом слайде показано: сколько единиц поместится в палочке, таково и число этой палочки. (Слайд презентации)
Игра «Строим поезд»
Цель: соотносить цифру и число, находить палочку соответствующего цвета.
- В этой игре взрослый выкладывает перед детьми в ряд любые цифры, а они затем составляют поезд из вагонов – палочек (2, 6, 3, 7) вот, как на этом слайде. (Слайд презентации)
- Можно усложнить задание и предложить выяснить ребятам: сколько пассажиров поместится в первом вагоне, последнем… Как вы поняли, пассажирами выступают белые кубы. В ходе выполнения этого задания дети усваивают такую закономерность: число показатель количества, а цифра показатель числа. (Слайд презентации)
Тема: «Моделирование числа»
Цель: запоминать место числа в числовом ряду, осваивать моделирование ряда.
- Числовой ряд – это лесенка. Лесенки бывают: вертикальные, горизонтальные, симметричные. Их можно поставить или положить на стол.
(Слайд презентации)
Практическая часть:
- Я приглашаю Вас, уважаемые гости, поучаствовать в освоении навыков этой игровой технологии и прошу присесть за столы и выполнить следующие упражнения! (участники проходят за столы)
(Слайд презентации)
Игра «Выложи палочки в ряд »
Цель: сортировать предметы по изменению признака.
- Возьмите, пожалуйста, цветные палочки и расположите от самой высокой до самой низкой. На экране Вам в подсказку заданы крайние палочки. (педагоги выполняют задание.) У вас так получилось? (Слайд презентации)
- Скажите, пожалуйста, как располагали палочки? В каком порядке? Какой вид лесенки вы смоделировали? (ответы: от высокой до низкой, в порядке убывания, вертикальной)
- Продолжим игру: я загадала палочку, задавайте мне, пожалуйста, наводящие вопросы, чтобы выяснить, какая это палочка? (Например: она выше желтой, левее красной и т.д.)
- Продолжаем знакомиться с развивающими играми!
Игра «Составляем число из двух меньших»
Цель: осваивать состав числа десяти
Например: 9 – это 5и 4. (Слайд презентации)
Можно усложнить задачу и составить коврик, выяснить из каких цифр вообще можно сложить число. (Слайд презентации)
- Следующим шагом могут служить - решение примеров на сложение и вычитание. Где сначала находим правильное решение на палочках, а потом выкладываем этот пример из цифр и арифметических знаков.
(Слайд презентации)
Тема «Пространственные соотношения» - местонахождение одного предмета относительно другого ( предлоги: на, в, между, напротив, над, под и т.д.)
- Уважаемые гости, я предлагаю Вам сделать куклу из палочек по словесной инструкции с использованием предлогов: на, в, между, напротив, над, под и т.д. Хотите попробовать? Тогда приступаем, необходимый раздаточный материал находится перед вами на цветных тарелочках.
См. приложение №1
- Из палочек можно составлять различные последовательности:
(Слайд презентации)
Игра «Составление гирлянд»
Цель: понимать пространственные характеристики, осваивать расположение предметов в пространстве относительно друг друга.
- Возьмите, пожалуйста, 4 палочки: голубую, бордовую, розовую, фиолетовую. Расположите так, чтобы бордовая палочка была справа от фиолетовой, розовая между фиолетовой и бордовой, а голубая перед фиолетовой. Продолжите составлять гирлянду двумя такими композициями. Красота! Молодцы, спасибо!
- Мне очень хочется пробудить в вас творческие способности в выполнении следующего задания. Давайте его выполним столами: задание 1 столу – смоделируйте числовую лесенку из цветных палочек через один, начиная с числа 1, а второй стол – с числа 2. (педагоги выполняют задание) у вас так получилось? Первый стол: как называются ваши числа? (нечетные) Второй стол, а ваши? (чётные)
- Я предлагаю вам вырастить дерево, где ствол и ветки будут состоять: у первого стола из нечетных чисел, а второго стола – четных. От основной ветви отходят две с меньшим значением числа. Ствол дерева – самая длинная палочка. Опирайтесь на цвет ваших палочек и приступайте, пожалуйста, к совместному творчеству. (участники выполняют задание) (Слайд презентации)
- У вас так получилось? А если добавить тучи со снежинками, как на этом слайде, то выходит картина нарисованная «цветными числами»!
(Слайд презентации)
Рефлексия:
- Уважаемые участники, вот вы и убедились в том, что играя с детьми этими заколдованными разноцветными брусочками, мы всё глубже и глубже погружаемся в море увлекательных упражнений, игр, мыслительных операций, загадок науки математики. Благодаря этим играм с многофункциональным математическим пособием дети осваивают прямой и обратный счёт, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с составом числа и последовательностью числового ряда. Глядя на эту коробочку не сразу поймешь, сколькими возможностями овладеет ребенок в изучении элементарных математических представлений. Частые занимательные встречи детей за творческой работой с «цветными палочками» - сформированный дошкольник в области познавательного развития.
Дорогие гости, прошу оценить опыт моей работы, показав из набора следующие палочки Кюи3енера: оранжевая палочка – я привлекла Ваше внимание; синяя палочка – Вам было интересно, но Вы не видите необходимости использования этого набора в своей работе, игре с детьми; черная –было не интересно.

Приложение №1

Игра «Кукла Наташа»
Цель: учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результата сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
- Возьмите голубые палочки и положите одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по длине? (равные, одинаковые). Из двух белых палочек сделайте бантики. Возьмите ещё один белый кубик – это шея куклы. Где вы его расположите? (под голубыми палочками). Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой. А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие эти палочки по длине? (равные, одинаковые) Из желтой, фиолетовой, чёрной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по длине? (разные) Какая из них самая короткая? (желтая ) Какая палочка находится под черной? (бордовая) Какая палочка расположена между желтой и черной? (фиолетовая) А бордовая палочка какая по длине? (самая длинная) У вас остались розовые палочки, сколько их? (4) а какие они по длине? (одинаковые) Сделайте из них ноги и туфельки. Какое число обозначает розовый цвет? (число два) Ну что, красивая получилась кукла Наташа? Молодцы, превосходно справились с заданием!
2021