Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf
На рубеже XX - XXI веков общественность и специалисты достаточно активно обсуждали возможность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения. Высказывались различные суждения, приводились аргументы «за» и «против». В современной реалии инклюзивное образование стало действительностью. Существенным фактором, способствующим развитию инклюзивного образования, стал факт ратификации Россией «Конвенции о Правах инвалидов» и принятие «Закона об образовании». Впервые в отечественной законодательной базе закреплен термин «инклюзивное образование», дано четкое его определение.
Включенное (инклюзивное) образование — это процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых [1].
Доступность качественного образования для всех детей, в том числе, для детей-инвалидов и детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и вхождения в него России [2]. Так, согласно содержанию современной отечественной модели образования, до 2020 г., предполагается, что количество детей с ОВЗ, получающие образовательные услуги в массовых учреждениях увеличится.
Обозначенные выше преобразования закономерно повлекли за собой изменения условий управления и организации образовательного процесса в ДОО. Среди которых ведущими являются: готовность педагогов к работе в условиях ДОО, наличие необходимых специалистов, наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
Исследования показали, что из 1,7 млн детей, проживающих в РФ, т.е. 4,5% всех детей, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста. По мнению руководителей образовательных организаций, создать условия для интегрированного включения детей в образовательную среду достаточно сложно. Эффективным первым шагом на этом пути может стать внедрение досуговой инклюзии.
Досуговая инклюзия - доступная модель интеграции, гармоничного включения детей с особыми образовательными потребностями в коллектив сверстников общеразвивающих группы, способствует обогащению социального опыта, формированию толерантного отношения всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, при этом сохранив необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь через межведомственное взаимодействие.
Для организации и реализации досуговой инклюзии в ДОО не требуется дополнительного финансирования, специального материально-технического оснащения и расширения штата ДОО. Проблема нашего исследования состоит в выявлении условий для организации инклюзивного досуга детей с ОВЗ в ДОО и разработке диагностической программы. Целью исследования является анализ условий для организации досуговой инклюзии детей с ОВЗ в ДОУ с элементами образовательной деятельности. Задачи исследования:
n проанализировать потребности социума в образовательных услугах в форме досуговой инклюзии детей с ОВЗ в ДОУ,
n выявление потенциальных партнеров ДОУ в плане организации досуговой инклюзии,
n определение контингента детей с ОВЗ и их родителей для дальнейшего сотрудничества (опрос),
n выявить понимание и отношение к инновациям у педагогов в образовательном процессе (анкетирование),
n изучить возможности и анализ условий в ДОО для организации досуговой инклюзии детей с ОВЗ в рамках инклюзивного подхода,
n исследование когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ,
n выявить осведомленность педагогов в нормативно-правовой базе в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании,
n выявить готовность педагогов дошкольного образования к работе в условиях инклюзии в ДОУ, (анкета для педагогов).
С целью выявления условий для внедрения инклюзивного досуга детей в ДОО нами предложена диагностическая программа, состоящая из диагностических блоков (таблица 1):
Таблица 1
Диагностическая программа
Диагностический блок
Цель
Методы
Методики
Критерии оценки
1. Изучение условий (материально-технические, кадровые, методические, финансово-экономические) имеющихся в ДОУ для организации досуговой инклюзии детей с ОВЗ.Выявить особенности готовности образовательного учреждения для организации инклюзивного досуга в ДОО.
Наблюдение.
Анализ документации.
Протокол наблюдения
«Анализ условий, имеющихся в ДОО для организации досуговой инклюзии» по В.М. Захаровой, Н.А. Мусихиной, Е.И. Постниковой
Протокол наблюдения
«Доступная среда для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО»
Высокий, допустимый, критический, недопустимый уровень готовности образовательного учреждения для организации инклюзивного досуга в ДОО
2. Изучение готовности педагогов, специалистов к деятельности по обеспечению социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках досуговой инклюзии.
Выявить особенности готовности педагогов к профессиональному взаимодействию и обучению, выявление профессионального опыта, уровня подготовки и методического обеспечения работы педагогов в рамках инклюзивного подхода
Анкетирование.
Опрос.
Анкета
«Оценка профессиональной деятельности воспитателя» по Е.В. Самсоновой,
Опросник
«Условия организации социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО»
Опросник «Оценка профессиональ-но-значимых качеств педагога» (по Т.П. Зинченко)
Опросник «Причины профессиональных трудностей в сфере инклюзивного образования» (по А.М. Гендину, А.А. Дмитриеву, М.И. Сергееву, Л.И. Дмитриевой)
Опросник «Конфликтность.Толерантность. Эмпатийность.» (по Н.Е. Водопьяновой)
Высокий, допустимый, критический, недопустимый уровень готовности педагогов к деятельности по обеспечению социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках досуговой инклюзии
3. Изучение толерантности участников образовательного процесса.
Выявить
Анкетирование.
Беседы, ситуации для обсуждения, опрос.
Анкета для родителей, педагогов.«Толерантное отношение к детям с ОВЗ в ДОО»
Опросник
А.С.Сиротюк «Диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья».
Высокий, допустимый, критический, недопустимый уровень толерантности детей, родителей, педагогов.
4. Изучение доступности среды для сопровождения детей с особенными образовательными потребностями.
Выявить особенности готовности образовательного учреждения к реализации досуговой инклюзии в ДОО
Наблюдение.
Анализ документации.
Протокол наблюдения образовательной среды
«Доступная среда для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО»
Высокий допустимый, критический, недопустимый уровень –создания доступной среды для сопровождения при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в организацию инклюзивного досуга.
Итогом диагностики становится определение готовности ДОО к реализации досуговой инклюзии, которая может соответствовать одному из четырех уровней:
Высокий уровень – в ДОО созданы все необходимые условия для организации досуговой инклюзии, образовательный процесс построен в соответствии с принципами инклюзивного образования, сформированы профессиональные компетенции воспитателей;
Допустимый уровень – в ДОО создано большинство условий для организации досуговой инклюзии, при организации образовательного процесса в большей степени учтены принципы инклюзивного образования, сформированы профессиональные компетенции воспитателей;
Критический уровень – в ДОО частично созданы условия для организации досуговой инклюзии, при организации образовательного процесса не учтено большинство принципов инклюзивного образования, не достаточно сформированы профессиональные компетенции воспитателей;
Недопустимый уровень – в ДОО не созданы условия для организации досуговой инклюзии, при организации образовательного процесса не учтены принципы инклюзивного образования, не сформированы профессиональные компетенции воспитателей.
Таким образом, особенности организации инклюзивного досуга заключаются в том, что, как и в инклюзивном образовании, необходимо учитывать потребности всех участников, их пожелания и предпочтения.
Литература
1.Коростелева Н.А., Мартынова Е.А. Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучении в высших учебных заведениях Республики Казахстан/Н.А.Коростелева, Е.А.Мартынова //Педагогическое мастерство(II):материалы междунар. науч. конф.(г. Москва, декабрь 2012 г.).М.:Буки-Веди,2012-С.207-210.
2.Малофеев Н.Н.интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы/ Н.Н. Малофеев//особый ребенок: исследование и опыт помощи.- Москва,2000.-Вып.3:Проблемы интеграции и социализации. -С. 65-73.
3. Романенкова, Е. Э. Создание оптимальных условий для интеграции и психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада / Е. Э. Романенкова // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 1. - С. 55-61.