Что такое театр? У каждого это, немного свое, сокровенное, но у всех – это ожидание праздника, «путешествия» в мир искусства! Это возможность увидеть знакомые литературные произведения совершенно в новом неожиданном оформлении, наполненном, в зависимости от вида представленного театрального искусства: музыкой, танцем, поэзией …! Это ни с чем несравнимый запах - запах тканей, нагретого металла, специфического дерева и канифоли, немного сырости, ведь театральные кулисы – это одно из немногих в мире мест, куда никогда не проникают солнечные лучи, цветов и чего-то еще, неопределимого и от того, волнующего. Театр – это один из инструментов, позволяющий человеку культурно обогащаться, а порой и духовно развиваться. Интерес и любовь к театру у ребенка стоит взращивать и культивировать с малых лет, создавая тем самым благодатную почву для дальнейшего его культурного взросления. Стоит предоставлять детям возможность не только быть зрителем театрализованного действа, но и пробовать свои силы в качестве непосредственного участника этого таинства. Ну, а чтобы результат был достаточно высоко уровня, необходимо соблюдение некоторых условий, а именно: создание адаптированной информативной РППС и систематизированное комплексное взаимодействие окружающих ребенка взрослых людей (педагогов и родителей). На создание указанных условий и направлен данный проект «Дверь в сказку открывая…». Тип проекта: ознакомительно-творческий, кратковременный (1 месяц). Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители и педагоги группы. Цель проекта: создание условий для успешного ознакомления детей с разными видами театра. Задачи в отношении родителей: - оповестить родителей воспитанников о планируемой работе, разместив в групповой приемной и в группе сети «ВК» информацию о реализации проекта «Дверь в сказку, открывая…», раскрыв актуальность темы и поставленные задачи; - ознакомить родителей, путем оформления папки-передвижки и наглядных консультаций, несущих информацию о том, как они могут формировать у своих детей представление о театрах через театрализованные игры, доступные их детям; - привлечь родителей к процессу пополнения РППС группы через изготовление атрибутов и пособий, способствующих ознакомлению детей с разными видами театра и театрализованной деятельностью. Задачи в отношении воспитанников: - знакомить с театром, путем посещения театрализованных представлений в ДОУ, просмотра интерактивных игр и видеофрагментов, а также использования дидактические игр и пособий; - развивать у детей речь, память, воображение, интерес посредством театрализованных игр на свободную тематику и по сюжетам знакомых им сказок с использованием разных видов театров, имеющихся в группе; - воспитывать у ребят желание самостоятельно организовывать пространство, подбирать атрибуты, оборудование для доступных им режиссерских и простых театрализованных игр, а так же взаимодействовать со сверстниками, давая правильную оценку действиям собственным и персонажей; Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный – постановка цели и разработка задач, способствующих её достижению; сбор информации и материала. 2. Организационный – разработка содержания НОД, бесед и презентаций для детей, изготовление настольно-печатных дидактических игр, пособий, информационно-консультационных материалов для родителей. 3. Формирующий – проведение НОД, разучивание песен, игр, танцев с детьми; творческой мастерской и конкурсов с родителями. 4. Итоговый – проведение новогоднего утренника с элементами театрализованной деятельности; анализ результатов и обобщение опыта. Предполагаемый результат: - у детей конкретизированы представления о кукольном театре, его разновидностях (пальчиковый, на палочках, бумажный, деревянный, би-ба-бо и пр.); обогащена их самостоятельная игровая деятельность за счет включения в неё режиссерских игр с использованием персонажей разных видов театров и театрализованной деятельности; - родители получили представление о том, каким образом, самостоятельно знакомить ребят с театром, его атрибутами и видами театрализованных игр, доступных детям; они вовлечены в творческий процесс, направленный на пополнение РПП среды группы атрибутами и оборудованием для зоны театрализованной деятельности. Формы и методы реализации проекта. Познавательное развитие: - развивающая ситуация «О том, как сказки оживают» (создать условия для формирования у детей представления о том, что текст любой знакомой им сказки можно не только посмотреть, используя мультфильм (диафильм), но и показать с помощью игрушек или специально подготовленных персонажей); - просмотр интерактивной презентации с использованием мультипликационных персонажей «Дом, где сказка оживает» (в упрощенной форме познакомить со строением театра, основными понятиями: фойе, зрительный зал, сцена, занавес, зритель, актер); - НОД с использованием материалов развивающей предметно-пространственной среды группы «Где прячется театр» (предоставить детям возможность конкретизировать первичные представления о разных видах имеющегося в группе театра: настольный, би-ба-бо, пальчиковый, на палочках, топотушки, театральных ширмах, костюмах, масках и пр.) Социально-коммуникативное развитие: - беседа «Театральные секреты» (предоставить детям возможность самим, опираясь на подсказки педагога (готовые карточки-схемы), разработать правила, которые необходимо соблюдать в ходе просмотра театрализованных представлений); - игровая ситуация «Превращения» (расширять представления детей о том, как можно использовать предметы, находящиеся в «Сундуке ряженья», чтобы перевоплощаться в сказочных персонажей, обучать приемам отображения характерных особенностей этих персонажей); - сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе в театр» (создать условия для самостоятельной организации игрового пространства по знакомому сюжету (постройка автобуса, поездка), научить преобразовать его в зрительный зал театра; - проведение тематических вечеров «В гостях у сказки» (создать условия, позволяющие детям проигрывать в течение вечера предложенную педагогом сказку с использованием имеющихся атрибутов и разных видов театра). Речевое развитие: - игровая ситуация «Путаница» (предоставить детям возможность конкретизировать свои знания сказок путем подбора и сортировки их персонажей); - дидактическая игра «Собери сказку» (создать условия, способствующие появлению у детей желания самостоятельно воссоздавать сюжеты знакомых сказок, используя мягкие кубики); - пальчиковые игры и упражнения со словами (развивать двигательную способность пальцев рук, пластичность их движений, способствующих более свободному вождению персонажей пальчиковых театров); - логоритмики по мотивам сказок, в том числе музыкальные (развивать у детей умение совмещать речь и движения, обращая внимание на их выразительность); - артикуляционные гимнастики (стимулировать у детей желание самостоятельно выполнять перед зеркалом артикуляционные упражнения, используя карточки-схемы, развивая тем самым дикцию и мимику); - рассматривание иллюстраций, фотографий (создать условия, позволяющие детям расширять свои представления о внешнем облике сказочных персонажей, о том, как они могут быть представлены в театрах). Художественно-эстетическое развитие: -лепка «Покатился колобок» (показать возможность изготовления недостающих персонажей для театрализованных игр с использованием пластилина и круп); - аппликация «Теремок» (создать условия, способствующие обучению детей самостоятельно изготавливать недостающие атрибуты, используя доступные им материалы и оборудование); - дорисовки и раскраски по сюжетам знакомых сказок (развивать у детей интерес к изображению персонажей и сюжетов знакомых сказок, с целью дальнейшего использования приобретенных навыков в самостоятельных театрализованных играх); - конструирование «Дома и домики» (способствовать развитию у детей интереса к конструированию из разных видов строительных материалов, конструктора «LEGO DUPLO» c целью обогащения самостоятельно создаваемого ими пространства для театрализованных игр); - просмотр музыкальных мультфильмов по сюжетам знакомых сказок, слушание песенок сказочных героев, исполнение пластических этюдов (создать условия для развития у детей желания озвучивать выбранного персонажа, используя пение или звучание музыкального инструмента разнообразно передавать его движения). Физическое развитие: - разучивание новых комплексов упражнений со сказочным содержанием с использованием массажных мячей, мягких бигудей, платочков (развивать моторику кистей и пальцев рук, расширять тактильные представления для формирования умения сознательно регулировать силу сжатия, захвата при использовании театрального оборудования); - дидактическая игра «Повторялка» (стимулировать у детей желание выполнять предложенное упражнение, ориентируясь на показ педагога или картинку, развивая у них способность, выдерживать нужное время статичные позы); - тематические комплексы утренних гимнастик «У теремка», «Колобок» (развивать желание выполнять нужные движения, следуя сюжету, умение концентрировать внимание не отвлекаться); - подвижные игры с использованием героев сказок (поддерживать у детей интерес к передаче образов персонажей знакомых сказок в процессе самостоятельных игр во время прогулок). Продукты проекта. Для родителей: Наглядные консультации: «Дети и театр», «Домашний театр», папка-передвижка «Театрализованная деятельность в детском саду» для родителей. Для детей: - интерактивная презентации с использованием мультипликационных персонажей «Дом, где сказка оживает»; - карточки-схемы «Театральные секреты»; - схемы пальчиковых игр и упражнений, артикуляционных упражнений; - карточки к дидактической игре «Повторялка»; - театры: настольные «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка»; на палочках «Репка», «Колобок» (пластилинография); пальчиковый «Репка», «Топотушки»; комплекты пальчиковых кукол: вязанные, сшитые из фетра с игровым стендом; - ширмы: настольная деревянная со съемным экраном для театра теней, из картона: внутренняя часть дома, дом снаружи и лес; - декорации для настольного театра: деревья, дома, печь; - маски, шапочки и воротнички.