Информационные технологии в современном образовательном процессе

Капуркина Э. В. Детский интерес к инженерному делу

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Робототехника постепенно становится частью нашей жизни. Если оглянуться и посмотреть на окружающий нас мир, то мы увидим вокруг много интересной «умной» техники. И у каждой умной машины есть творец – Человек.
Дети, народ очень любознательный, а познавать новое через мир конструктора интересно и занимательно. Современные дети учатся легко и с азартом. Увлечённые конструированием замков и крепостей; программированием моделей колёсных и лётных технических средств, которые в дальнейшем смогут перемещаться по комнате и следовать по трассе; гоночных автомобилей на дистанционном управлении; «живого» робота-собаку; роботизированную руку, которая может самостоятельно находить, поднимать и перемещать предметы; говорящего и ходящего человекоподобного робота, с помощью этих моделей дети лучше понимают законы и правила существующего мира реальных машин и механизмов. Дети неосознанно знакомятся с формами, размерами и расчётами, вовлекаясь в изучение таких дисциплин, как информатика, физика, математика, и получают свой первый навык применения данных наук на практике. Игры не вызывают у детей негативных эмоций, а напротив, позволяют заглянуть в свой внутренний мир. Для большинства детей занятия в секции робототехнике – это возможность познакомиться с такой конструкторской базой, как – Lego Education, WeDo или Mindstorms NXT, EV3.
На кружке робототехники ребёнок чувствует себя свободным в своём творчестве, именно здесь учащиеся младших и средних классов ощущают себя творцами будущего, создателями «новых идей» в своей маленькой Вселенной.
Воплощая свои конструкторские мысли, дети учатся прогнозировать результат, принимать и исправлять ошибки, а также искать пути их решения. Но помимо этих навыков развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость и терпение (детям иногда приходится довольно долго сидеть над какой-то задачей, прежде чем решить ее), внимательность, аккуратность, дисциплина, воображение, ответственность, умение общаться и работать в команде, дух соперничества и способность радоваться успехам других. Ведь ребёнок, который не боится ошибок и есть тот самый будущий взрослый.
Задача секции – развивать технический образ мышления. Это первый шаг к изобретательской, конструкторской и рационализаторской деятельности. Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребёнку удаётся создать собственный продукт – робота. Примерам такого продукта может стать замечательная конструкция «Умного» светофора. И прежде чем построить эту задумку ребёнок погружается в изучение инженерных конструкций светофора, ищет всю возможную информацию, о ситуации которая связана с пешеходными переходами и светофорами. Ребёнк с интересом проводить эксперименты со своей конструкцией, исследует происшествия на пешеходных перекрёстках, чтоб найти решение как правильнее представить свою разработку. Вы можете сказать, что это под силу только старшеклассникам? – Нет, данную модель сконструировал и запрограммировал ребёнок пятого класса.
В последнее время снизился социальный статус профессии инженера, а это неправильно! И нужно пересмотреть это! Профессия инженера должна стать привлекательной для школьников и молодых людей, которые стоят перед выбором, в какой вуз поступать учиться.
Робототехника применяется во многих областях технологического мира. Даже в повседневной жизни мы взаимодействуем с роботами гораздо чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Вещи, которыми мы пользуемся в обиходе, становятся всё более интеллектуальными. К примеру, робот-пылесос в процессе уборки сам обследует квартиру, составляет её карту, сам возвращается в пункт подзарядки и сообщает и своих действиях голосом.
Да, робототехника обладает всем необходимым, чтобы считаться наукой, достойной изучения, в ней ребята могут применить знания, полученные на уроках физики, математики, информатики, биологии, химии. Я согласна, с высказыванием С.А.Филиппова, «что каждый школьник должен знать, с какой стороны подходить к роботу и что можно от него ожидать. Надо понимать, что робот – не кукла и не радиоуправляемая игрушка, что в нем существуют внутренние принципы управления. И эти принципы могут быть распространены как на промышленную линию по сборке автомобилей, так и использованы в экономике.»
Самое главное это то, что дети действительно хотят заниматься робототехникой. Показывая простые интересные вещи, существует большая вероятность, что школьник, даже мало заинтересованный, заинтересуется и достигнет результата. Изучив робототехнику, человек неизбежно становится романтиком и мечтает о том, чтобы творить еще больше, придумывать новые фантастические вещи.
Вы, вероятно думаете, что, посещая секцию робототехники, ребёнок играет в роботов? Нет, он занимается творчеством, он воплощает свои фантастические идей в реальные конструкции.
В наше время растёт потребность в инженерных кадрах – спад интереса к данной профессии, старением кадров. Не забывайте, инженерия является основным инструментом решения глобальных проблем человечества.
Как сформировать желание школьника стать инженером? В этом плане конструктов Lego – это замечательный инструмент, с помощью которого ребёнок сначала фантазирует над постройкой, затем программирует её и когда робот уже готов, он выходит в окружающий мир и в рамках заданной программы собирает информацию об окружающем мире, которую приносит своему конструктору. Так у школьников появляется возможность построить свою будущую блестящую карьеру, связав свою жизнь с новыми технологиями.
Использованные источники: Книга Филиппова С.А. «Робототехника для детей и родителей»; С. А. Филиппов УРОКИ РОБОТОТЕХНИКИ; https://robotbaza.ru/product/lektsiya-34-puteshestvie-po-komnate.
2020