Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бродецкая Е.Л. Внутрипредметная интеграция урочной и внеурочной деятельности через метод проектов

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Выполнить основное требование ФГОС - обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов - более всего возможно, на наш взгляд, при интеграции образовательной деятельности во время уроков и деятельности на занятиях во внеурочное время.
Под интеграцией, в широком смысле этого слова, понимают объединение в целое, в единство каких-либо элементов, состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние [1]. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – это системный, целенаправленный, управляемый процесс совместной творческой деятельности педагогов, школьников и родителей.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что новые стандарты предполагают деятельностный подход к обучению, а построение материала в учебниках не способствует в полной мере развитию проектно-исследовательских навыков обучающихся.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [2].
Рассмотрим подробнее внутрипредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе на основе метода проектов, когда урочное занятие дает замысел, «запуск» проекту во внеурочной деятельности.
В рамках внеурочной деятельности проектная деятельность реализуется мной через программу «Учимся проектировать», которая формирует ключевые компетенции: компетентность разрешения проблем, информационную компетентность, коммуникативную компетентность. В рамках курса обучающиеся имеют возможность реализовать разные виды проектов: учебный, творческий, игровой, практико-ориентированный, социальный.
Ниже представлены проекты, реализованные во внеурочной деятельности и связанные с темой урока. Часто учебный материал на уроке дает «запуск» проекту во внеурочной деятельности», тем самым расширяя рамки учебного материала.

Урочная деятельность
(согласно Рабочей программе)
Внеурочная деятельность (проекты)
Имя собственное
«Мое имя»
Лексика
«Энциклопедия одного слова»
Обрядовые песни
«Фольклорный праздник «Масленица»
Русские народные сказки
«В некотором царстве, в гимназии №2- государстве»
Мифы Древней Греции
«Современный Олимп»
Л.Н.Толстой «После бала»
«Салон 19 века. Бал высшего общества»



Еще один пример – проект «Энциклопедия слова»: Слово… и его лексическое значение - Этимология слова… - Слово… и “слова-родственники”. - Слово… и его синонимы. - Слово… и его антонимы. - Слово-омоним. - Слово… во фразеологических оборотах. - Слово… и слова (сочетания)- рифмы. - Слово… в русском фольклоре. - Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира. - Слово… в названиях произведений классической и современной литературы - Слово… в текстах художественной литературы. - Слово… в названиях картин художников. - Слово… в названиях художественных и документальных фильмов. - Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений. - Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки). - Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся.- Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом.
Все сценарии театральных постановок (творческие, ролевые проекты) пишут сами ребята, выбирают себе сами роль и сами участвуют в постановке. На каждый проект составляется технологическая карта, в которой прописывается деятельность учителя и ученика. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам. Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
После изучения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”, рассказов И.С. Тургенева “Первая любовь”, “Ася” в 8 классе возникла идея изобразить бал высшего общества. Так возник сценарий “Салон XIX в. Бал высшего общества”. Каждый из ребят сам выбрал и разработал роль. Это и хозяйка салона, и первый раз прибывшая на бал графиня, и молодой граф – «душа общества», и богатая вдова и др. Были выделены основные разделы: встреча гостей, знакомство, светская беседа, игра в фанты, дуэль, бал. Ребята изучили светский этикет, познакомились с анекдотами XIX века (они понадобились в светской беседе), выучили фразы на французском языке, все научились танцевать вальс, менуэт, полонез. Тесный контакт установился с театром музыкальной комедии: ученики выступали в настоящих театральных костюмах!
Выбор темы творческого проекта зависит от желания расширить рамки школьной программы, усилить интерес к предмету. Так, тема ”Мифы Древней Греции” включает 1 час изучения и 1 час внеклассного чтения. У учащихся 6 класса интерес к этой теме огромен. Так на уроке возникла идея творческого проекта-спектакля «Современный Олимп», где в юмористической форме были представлены боги Олимпа в XX1 веке. Большая работа была проведена по изучению мифов, ведь роль каждого из богов в основе опиралась на лексику, события из мифов Древне Греции. В период подготовки обучающиеся ознакомились с дополнительным материалом по этой теме и работали с большим интересом.
Начиная работу над проектом, педагог побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Поэтому этап погружения в проект, интерес к нему во многом зависит от личности педагога. Педагогу необходимо видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие; относиться к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность; уметь опираться на познавательные интересы каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию.
В заключение нужно отметить, что интеграция урочной и внеурочной деятельности на основе метода проектов
- обеспечивает успешную адаптацию ребенка в социуме
- оптимизирует учебную и внеучебную нагрузку обучающихся
- улучшает условия развития обучающегося.
Внутрипредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно представить в виде схемы: на уроке возникает проблема – происходит «запуск» проекта – во внеурочной деятельности обучающиеся находят способы решения проблемы, планируют деятельность, работают над реализацией проекта – практическая значимость проекта приводит к достижению не только личностных и метапредметных, но и предметных результатов.
Подводя итог, нужно отметить, что новые стандарты расширяют возможности организации проектной работы. Проектная деятельность позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования, позволяет развивать критическое и творческое мышление учащихся, способствует самореализации личности.

Библиографический список

1.       Воробьева, А.Ю. Содержание дополнительного профессионального образования студентов туристского вуза [Текст]/ А.Ю. Воробьева // Образование. Наука. Научные кадры. – 2012. - № 1. – С. – 146-148.
2.       Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999. - 168 с.
Контактный телефон: 89082158527, elena-schkola@mail.ru
2017