НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Любивая В.В., Проскурякова Л.И. Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО

В последние годы произошли большие изменения в системе дошкольного образования. Первоочередным является закон №273-ФЗ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», которые внесли значительные изменения в представление работников дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. [1]
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. [2]
Стандарт включает в себя требования к структуре программы и ее объему, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы, Раздел 3.3. поясняет требования к развивающей предметно-пространственной среде. [2]
При организации предметной среды педагоги старшей логопедической группы «Конфетка» МДОУ Новоуколовский детский сад общеразвивающего вида «Росинка» старались обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, так как при переходе ребенка в старшую группу, меняется его психологическая позиция: он впервые ощущает себя старшим среди детей детского сада. Воспитатели поддерживают это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок активно проявляет познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели привлекают старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, вовлекают в процесс преобразований.
Предметно-пространственная среда в старшей группе «Конфетка» организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки расположены так, что не мешают свободному перемещению детей, создают условия для общения со сверстниками и взрослыми. В группе создан «центр уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
При формировании предметно-пространственной среды воспитатели учли национально-культурные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Создан уголок для познания детьми родного края, страны. Имеются изображения герба страны, области, района, флаг страны, области. Набор дидактических игр «Животные Белгородской области», «Растения Белгородской области», «Кто, где живёт» и т.п.
В группе созданы различные центры активности, которые постоянно дополняются:
- «Центр познавательно-исследовательской деятельности» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей, имеются ёмкости для проведения опытов, коллекции полезных ископаемых, создана картотека опытов и экспериментов. В уголке помещены комнатные растения и средства ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, пластмассовые палочки. Есть календарь природы. Имеются муляжи фруктов, фигуры животных, настольные игры "Кто, где живёт», «Четвёртый лишний», «Времена года», «Найди пару» и т.п.
- «Центр творчества» активизирует творчество детей, имеются костюмы и маски для театрализации и драматизации сказок, имеется плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный театр. Для изменения внешнего вида создан уголок «Парикмахерская», «Уголок Ряжения». Уголок изобразительной деятельности, где дети могут пользоваться различными материалами: краски, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, трафареты, шаблоны, ножницы, клей. Собраны образцы предметов декоративно-прикладного искусства и альбомы с их изображениями. Создана мини-галерея для ознакомления с многообразием жанров живописи.
- «Игровой центр» дополнен атрибутами для организации самостоятельных сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Зоопарк», «Ателье», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Космическое путешествие», «Автомастерская», «Моряки»
- «Литературный центр», в котором представлены любимые книги детей, а также произведения в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», имеются портреты детских писателей, наборы сюжетных картинок для пересказа, придумывания историй. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература для дошкольников. Через книги и предметы дети познакомятся с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох.
Для успешной подготовки к освоению учебной деятельностью в школе имеются игры с правилами, это разнообразное лото, домино, маршрутные игры (ходилки).
Для развития фонематического слуха и сенсорного развития воспитанников в группе есть сенсорно-речевой уголок, в котором имеется набор игрушек и картинок, название которых начинается с определённого звука; наборы сюжетных картинок с заданием «разложи по порядку».
Предметно-игровая среда построена так, что дети могут участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В группе выделено специальное место и оборудование для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки»), на следование и чередование и др. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Педагоги отводят важную роль в развитии ребенка конструктивной деятельности. Для этого в нашей группе имеются конструкторы и строительные наборы, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.
Для активизации интереса к будущему школьному обучению, в группе выделена учебная зона, обстановка этого уголка приближена к учебной среде класса.
Данная организация развивающей предметно-пространственной среды является содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной. Данное распределение позволяет создать ощущение, при котором ребёнок активно проявляет познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу, привлекать воспитанников к созданию окружающей обстановки, вовлекая в сам процесс преображения, и позволяет воспитателю содержательно проводить воспитательно-образовательную деятельность с детьми.
Литература:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012г., №273-ФЗ//Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 0-13 Москва: Проспект, 2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., № 1155// Российская газета: Собрание законодательства Российской Федерации, - 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
3. Т.И. Бабаева и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.


2019