НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вандышева Г. А. Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у старших дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Понятие «формирование математических представлений» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: она способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.
Дидактическая игра является методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Л.А. Венгером, А.К. Бондаренко, Е.И. Удальцовой. Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду. Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности. Основная цель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы дать им начальные понятия, научить простым способам выполнения математических действий, подготовить к самостоятельному применению этих умений. С помощью дидактических игр закрепляются и углубляются те знания и умения, которые ребенок получил на занятиях по математике.
Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность была и остаётся ведущим видом деятельности ребёнка.
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. У детей недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.
М. Монтессори создала дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание). Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Н. Соловьева заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.
Д. В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:
·          Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
·          В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
·          Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как средство обучения математическим знаниям. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игр способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста дидактические игры я разделила на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры – путешествия во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Знакомя детей с цифрами, предлагаю такие игры – «Сложи цифру», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» – здесь дети могут нарисовать узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру», они показывают цифры пальцами, руками, объединяются парами. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Сколько?».
При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Найди пару». Например, говорю детям – «круг». Дети называют предмет, похожий на круг – «руль», «тарелка»; «прямоугольник» – «картина», «дверь», и наоборот, называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Найди лишнюю фигуру», здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя. Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная.
Закрепляя геометрические фигуры, использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Найди домик», «Одно свойство». Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?». Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет – шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т.д. В этой игре внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие же формы в окружающей действительности. Для развития зрительного внимания играем в игру «Считаем и читаем».
Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке, прямом или обратном, буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Познакомив детей с днями недели, через игру «Разноцветные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры отбираются 7 участников, пересчитывая их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в той же последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник, второй – с белым гномиком и т. д. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности и при помощи дидактических игры «Где живет солнышко». Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда этим ребятам дается возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки.
Опыт работы показал, что использование дидактических игр благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня познавательной активности детей. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Разнообразные средства математики имеют свою собственную педагогическую ценность, позволяют разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них самоконтроля. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывают эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

Библиографический список

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: Мозаика-Синтез, 2019.
2. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика. Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Книга для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
4. Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
5. Столяр А.А Давайте поиграем. Математические игры для детей 5–6 лет. – Под. ред. Столяра А. А. – М.: Просвещение, 1991.
2020