В настоящее время, согласно социологическим исследованиям последних лет, прослеживается увеличение темпов роста асоциального поведения несовершеннолетних и возникновения у них социальных проблем (например, преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних). Следовательно, возникает вопрос о необходимости проведения мероприятий, направленных на профилактику социальных проблем у детей и подростков.
Отметим, что в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальным проблемам детей и подростков в совокупности с индивидуальной профилактической работой, как с несовершеннолетними, так и с их семьями [5]. Следовательно, одним из ключевых аспектов данного понятия является выявление склонностей обучающихся к тем или иным социальным проблемам, которые могут выражаться в антиобщественных, противоправных действиях детей и подростков, а так же давать мотивацию асоциального поведения.
Отметим, что классному руководителю и другим специалистам образовательных организаций очень важно перед проведением ряда мероприятий, направленных на профилактику, выявить существуют ли у обучающихся склонности к социальным проблемам, и если существуют, то какие именно. На данном этапе у специалистов возникает вопрос о диагностических методиках, которые можно было бы использовать в деятельности.
Таким образом, в современной системе образования, для обеспечения профилактики социальных проблем детей и подростков актуальной и востребованной являться проблема эффективной диагностики.
В связи с этим представим некоторые комплексные диагностические методики, которые помогут выявить склонность обучающегося к тому или иному виду асоциального поведения, и продиагностировать социальные проблемы детей и подростков.
1) Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук).
Цель: выявление детей, склонных к следующим социальным проблемам:
¾ отношения в семье (нарушение внутрисемейных отношений, неприязнь, страх);
¾ агрессивность (грубость, враждебность);
¾ недоверие к людям (враждебность, коммуникативная некомпетентность, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми, боязнь быть отвергнутыми социумом);
¾ неуверенность в себе (низкая самооценка, высокая тревожность, наличие комплексов);
¾ акцентуации характера (высокая степень выраженности отдельных черт характера, представляющий крайний вариант нормы) [2].
2) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел.
Данная методика разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей и подростков.
Методика представляет собой опросник и содержит семь шкал или микро тем, которые позволяют нам диагностировать:
¾ установки и склонности на социальную желательность (склонность или установка представлять себя с наиболее выгодной для себя стороны, тенденция отвечать на вопросы согласно социальным нормам);
¾ склонности к аддиктивному поведению (склонности к употреблению ПАВ);
¾ склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (суицидальные наклонности);
¾ склонности к агрессии и насилию;
¾ волевого контроля эмоциональных реакций (способность или не способность контролировать свои эмоциональные реакции);
¾ склонности к делинквентному поведению (противоправному поведению) [1].
3) Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки).
Цель: дифференциация проявления агрессии и враждебности.
Диагностика представляет собой тест, который состоит из ряда утверждений.
В результате, которой мы можем выявить с помощью, каких реакции дети и подростки склонны выражать свое несогласие, агрессию:
¾ Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
¾ Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
¾ Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
¾ Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
¾ Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
¾ Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
¾ Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
¾ Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [4].
Рассмотрим на примере одной из комплексной диагностики, как она может оказать подспорье классному руководителю в выявлении социальных проблем детей и подростков. Это тест «Склонность к диванному поведению» (СДП) Леуса Э.В. Целью которого является определение склонности обучающегося к тому или иному виду отклоняющегося поведения.
Остановимся подробнее на данных блоках:
¾ I блок оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов);
¾ II блок – склонность к делинквентном поведению (до противоправное, противоправное);
¾ III блок – склонность к зависимому (аддиктивному) поведению, злоупотреблению различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака;
¾ IV блок – склонность к агрессивному поведению (вербальная и физическая агрессия), направленному на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность;
¾ V блок – склонность к самоповреждающемуся (аутоагрессивное) поведению стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками [3].
Нами было проведено исследование посредством данной диагностической методики в 8 «А» классе, где приняло участие 13 обучающихся, в результате нами были получены следующие данные:
¾ социально-обусловленное поведение прослеживается у 11 участников исследования, что составляет 85 % от общего количества участников.
¾ склонность к делинквентному поведению наблюдается у 2 обучающихся, что составляет 15 %.
¾ предрасположенность к аддиктивному поведению выявлена у 2 участников, что составляет 15 %.
¾ агрессивное поведение так прослеживается у 2 респондентов (15 %).
¾ суицидальные наклонности выявлены у 3 обучающихся, что составляет 23%.
Если обратиться к общей таблице то, стоит отметить, что у 2 участников исследования прослеживается склонность ко всем, представленным в диагностике, видам поведенческих девиаций детей и подростков.
Таблица 1 – Результаты диагностической работы в 8 «А» классе
Социально-обусловленное поведение
Делинквентное поведение
Зависимое (аддиктивное) поведение
Агрессивное поведение
Суицидальное (аутоагрессивное) поведение
М1
-
-
-
-
-
М2
+
-
-
-
-
М3
+
-
+
-
-
М4
-
-
-
-
-
М5
+
-
-
-
-
Д1
+
+
+
+
+
Д2
+
-
-
-
-
М6
+
-
-
-
-
М7
+
-
-
-
-
Д3
+
-
-
-
-
М8
+
-
-
-
+
М9
+
+
+
+
+
Д4
+
-
-
-
-
Классный руководитель или другой специалист ОО видя такую картину, начинает анализировать выбивающихся из общей картины обучающих. Проанализировать конкретного ребёнка с выявленными проблемами необходимо со следующих позиций: полная/неполная семья, особенности семейные взаимоотношения, есть ли у обучающегося сиблинги (братья, сестры), успеваемость ребёнка (наличие учебной мотивации), положение обучающегося в классе, и уже исходя из данного анализа начинать профилактическую работу с тем или иным обучающимся.Таким образом, представленные диагностические методики позволяют получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у детей и подростков при проведении мониторинговых исследований, а так же грамотно выстроить работу по профилактике социальных проблем детей и подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 PSY-Clinik. Клиническая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://psy-clinic.info/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.2 Ваш психолог. Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы риска» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
3 Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://studopedia.net/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
4 Опросник состояния агрессии Баса-Дарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
5 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://legalacts.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.