Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Парфентьева Е.Е. Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя направленное на раннее выявление социальных проблем детей и подростков

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

В настоящее время, согласно социологическим исследованиям последних лет, прослеживается увеличение темпов роста асоциального поведения несовершеннолетних и возникновения у них социальных проблем (например, преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних). Следовательно, возникает вопрос о необходимости проведения мероприятий, направленных на профилактику социальных проблем у детей и подростков.
Отметим, что в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальным проблемам детей и подростков в совокупности с индивидуальной профилактической работой, как с несовершеннолетними, так и с их семьями [5]. Следовательно, одним из ключевых аспектов данного понятия является выявление склонностей обучающихся к тем или иным социальным проблемам, которые могут выражаться в антиобщественных, противоправных действиях детей и подростков, а так же давать мотивацию асоциального поведения.
Отметим, что классному руководителю и другим специалистам образовательных организаций очень важно перед проведением ряда мероприятий, направленных на профилактику, выявить существуют ли у обучающихся склонности к социальным проблемам, и если существуют, то какие именно. На данном этапе у специалистов возникает вопрос о диагностических методиках, которые можно было бы использовать в деятельности.
Таким образом, в современной системе образования, для обеспечения профилактики социальных проблем детей и подростков актуальной и востребованной являться проблема эффективной диагностики.
В связи с этим представим некоторые комплексные диагностические методики, которые помогут выявить склонность обучающегося к тому или иному виду асоциального поведения, и продиагностировать социальные проблемы детей и подростков.
1)       Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук).
Цель: выявление детей, склонных к следующим социальным проблемам:
¾     отношения в семье (нарушение внутрисемейных отношений, неприязнь, страх);
¾     агрессивность (грубость, враждебность);
¾     недоверие к людям (враждебность, коммуникативная некомпетентность, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми, боязнь быть отвергнутыми социумом);
¾     неуверенность в себе (низкая самооценка, высокая тревожность, наличие комплексов);
¾     акцентуации характера (высокая степень выраженности отдельных черт характера, представляющий крайний вариант нормы) [2].
2)       Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел.
Данная методика разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей и подростков.
Методика представляет собой опросник и содержит семь шкал или микро тем, которые позволяют нам диагностировать:
¾     установки и склонности на социальную желательность (склонность или установка представлять себя с наиболее выгодной для себя стороны, тенденция отвечать на вопросы согласно социальным нормам);
¾     склонности к аддиктивному поведению (склонности к употреблению ПАВ);
¾     склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (суицидальные наклонности);
¾     склонности к агрессии и насилию;
¾     волевого контроля эмоциональных реакций (способность или не способность контролировать свои эмоциональные реакции);
¾     склонности к делинквентному поведению (противоправному поведению) [1].
3)       Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки).
Цель: дифференциация проявления агрессии и враждебности.
Диагностика представляет собой тест, который состоит из ряда утверждений.
В результате, которой мы можем выявить с помощью, каких реакции дети и подростки склонны выражать свое несогласие, агрессию:
¾     Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
¾     Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
¾     Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
¾     Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
¾     Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
¾     Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
¾     Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
¾     Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [4].
Рассмотрим на примере одной из комплексной диагностики, как она может оказать подспорье классному руководителю в выявлении социальных проблем детей и подростков. Это тест «Склонность к диванному поведению» (СДП) Леуса Э.В. Целью которого является определение склонности обучающегося к тому или иному виду отклоняющегося поведения.
Остановимся подробнее на данных блоках:
¾     I блок оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов);
¾     II блок – склонность к делинквентном поведению (до противоправное, противоправное);
¾     III блок – склонность к зависимому (аддиктивному) поведению, злоупотреблению различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака;
¾     IV блок – склонность к агрессивному поведению (вербальная и физическая агрессия), направленному на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность;
¾     V блок – склонность к самоповреждающемуся (аутоагрессивное) поведению стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками [3].
Нами было проведено исследование посредством данной диагностической методики в 8 «А» классе, где приняло участие 13 обучающихся, в результате нами были получены следующие данные:
¾     социально-обусловленное поведение прослеживается у 11 участников исследования, что составляет 85 % от общего количества участников.
¾     склонность к делинквентному поведению наблюдается у 2 обучающихся, что составляет 15 %.
¾     предрасположенность к аддиктивному поведению выявлена у 2 участников, что составляет 15 %.
¾     агрессивное поведение так прослеживается у 2 респондентов (15 %).
¾     суицидальные наклонности выявлены у 3 обучающихся, что составляет 23%.
Если обратиться к общей таблице то, стоит отметить, что у 2 участников исследования прослеживается склонность ко всем, представленным в диагностике, видам поведенческих девиаций детей и подростков.
Таблица 1 – Результаты диагностической работы в 8 «А» классе

Социально-обусловленное поведение

Делинквентное поведение

Зависимое (аддиктивное) поведение

Агрессивное поведение

Суицидальное (аутоагрессивное) поведение

М1

-

-

-

-

-

М2

+

-

-

-

-

М3

+

-

+

-

-

М4

-

-

-

-

-

М5

+

-

-

-

-

Д1

+

+

+

+

+

Д2

+

-

-

-

-

М6

+

-

-

-

-

М7

+

-

-

-

-

Д3

+

-

-

-

-

М8

+

-

-

-

+

М9

+

+

+

+

+

Д4

+

-

-

-

-

Классный руководитель или другой специалист ОО видя такую картину, начинает анализировать выбивающихся из общей картины обучающих. Проанализировать конкретного ребёнка с выявленными проблемами необходимо со следующих позиций: полная/неполная семья, особенности семейные взаимоотношения, есть ли у обучающегося сиблинги (братья, сестры), успеваемость ребёнка (наличие учебной мотивации), положение обучающегося в классе, и уже исходя из данного анализа начинать профилактическую работу с тем или иным обучающимся.
Таким образом, представленные диагностические методики позволяют получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у детей и подростков при проведении мониторинговых исследований, а так же грамотно выстроить работу по профилактике социальных проблем детей и подростков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1         PSY-Clinik. Клиническая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://psy-clinic.info/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
2         Ваш психолог. Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы риска» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
3         Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://studopedia.net/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
4         Опросник состояния агрессии Баса-Дарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
5         Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://legalacts.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). – Загл. с экрана.
2019