Актуальные вопросы начального общего образования

Субачев Р.В. Организационно-методические условия развития эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста при изготовлении аппликации на уроках технологии

Библиографическое описание:
Субачев Р.В. Организационно-методические условия развития эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста при изготовлении аппликации на уроках технологии // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

В рамках научно-педагогического исследования была проведен эксперимент, целью которого являлось выявление уровня развития эстетического воспитания среди обучающихся младших начальных классов, а также повышения уровня эстетического воспитания с помощью аппликации на уроках технологии. Таким образом, при работе с аппликацией у обучающегося поможет развитию формирования любви к природе, умению чувствовать ее красоту и восхищаться ею, что имеет огромное значение для повышения уровня развития эстетического воспитания.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Индийский писатель, лауреат нобелевской премии, Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...».

В соответствии с ФГОС НОО одной из главных задач современной образовательной школы является развитие у обучающихся младшего школьного возраста способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве, воспитание эстетических чувств и суждений [1].

В кратком словаре по эстетике, автором которого является доктор философских наук Овсянников М.Ф., эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [2, с. 260].

Эстетическое воспитание личности начинается в раннем детстве, поэтому необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста. Лихачев Б.Т. пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни" [3, с. 183].

Кандидат педагогических наук. Айсмонтас Б.Б. в своей книге «Общая психология» отмечает, что эстетическое воспитание является постоянным спутником детского развития. Созвучны этой идеи слова Малагуццы Л., основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия, который, говоря о детском чувстве прекрасного, счел его «священным»: появляясь из повседневного опыта, оно является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В него входит свобода исследования не известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения [4, c. 93]. Отсюда вытекают и специфические показатели развития эстетического воспитания, связанного прежде всего с анализом продукта деятельности [5, c. 82].

Аппликацией (лат. Applicatio – наложение, присоединение) называют технику декоративно-прикладного искусства, которая заключается в получении изображения путем вырезания, нашивки, наклейки элементов. Такими элементами могут быть фигуры, узоры, композиции из специально подготовленных кусков кожи, ткани, бумаги, растений.

Своеобразие аппликации заключается в том, что элементы изображения вырезают из одного материала и накладывают на фон с того же или другого материала, например, из ткани, наложенной на бумагу, или соломы, соединенной с деревом, разноцветной бумаги, наклеенной на картон. Для бумаги, ткани, картона используют ножницы, нож, лезвие.

На занятии у младших школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя детям бумагу разных цветов, в них воспитывается умение подбирать красивые сочетания. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем школьном возрасте при распределении элементов декоративного узора [6, c. 54].

Через обобщение опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации в плане эстетического воспитания:

- развитие эстетического мировосприятия;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно-графических умений и навыков;

- развитие точных движений руками и мелкой моторики пальцев;

- воспитание зрительской культуры;

- развитие фантазии, творческого мышления, пространственного восприятия;

- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

- возможно раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности [3 c. 93].

Для развития эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с помощью аппликации, нужно сначала выявить уровень эстетической воспитанности. Здесь могут быть использованы следующие методики: анализ продуктов деятельности, Немова Р.С. «Недописанный тезис» [7], «Выбери музыку» Школяр Л.В. [8].

Анализ продуктов деятельности. Для конкретизации и направленности исследовательских действий были определены критерии анализа продукта деятельности: когнитивно- эстетический; творческо-деятельностный; эмоционально-оценочный.

1. Когнитивно-эстетический критерий:

- знания о свойствах материалов, необходимые для аппликации;

- знания формы, величины, цвета предметов;

- способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве;

2. Творческо-деятельностный критерий (степень сформированности практических умений и навыков в эстетико-предметной творческой деятельности - аппликации):

- самостоятельность в подборе цвета и форм предметов;

- проявление индивидуального решения в создании композиции;

- овладение техническими приёмами аккуратного вырезания и наклеивания;

- техника исполнения композиций в аппликации.

3. Эмоционально-оценочный критерий (степень эмоционально-оценочных проявлений на содержание изображений в аппликационных работах):

- эстетическое восприятие (адекватное восприятие изображаемого предмета);

- эмоциональная отзывчивость (проявление эмоциональной реакции на содержание творческой работы);

- эстетический вкус (умение анализировать и высказывать оценочные суждения к своей работе).

Методика «Недописанный тезис» Немова Р.С. предназначена для выявления общих установок по отношению к эстетической культуре. В ходе исследования испытуемым предлагается незаконченные тезисы (предложения), задача обучающихся продолжить тезис (предложение), что позволит выявить отношение к эстетической культуре.

Методика «Выбери музыку» Школяр Л.В. предназначена для выявления способностей к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

Таким образом, с помощью данных методик, можно определить: уровень эстетической воспитанности, отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемые к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности, технику работы с рабочим инструментом, точность и аккуратность выполнения работы.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволил выделить следующие основные педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию обучающихся младшего школьного возраста на уроках технологии:

1) наличие располагающего к трудовой деятельности помещения, эстетика рабочего места, правильно организованная рабочая среда, эстетика поведения, речи и внешнего облика учителя и обучающихся;

2) выбор объекта и цели труда, эстетический анализ предметов; формирование эмоционально-эстетического отношения к объекту труда;

3) реализация межпредметных связей, в том числе взаимосвязь с изобразительным искусством, музыкой, литературой, окружающим миром;

4) разработка и использование системы заданий, направленных на развитие эстетического восприятия [9, с. 34].

Эстетика рабочего места, предполагающая высокое качество инструментов, оборудования, материалов и культуру их содержания и использования - эстетическое условие труда обучающихся. Требования, которым должны отвечать инструменты с точки зрения эстетического воспитания: прежде всего, инструмент должен доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом; инструмент должен быть удобен, так как этим качеством он оказывает положительное эстетическое воздействие.

Правильно организованные условия труда не только оказывают непосредственное эстетическое воздействие на младших школьников, способствуют достижению высоких результатов в их занятии, но и активно формируют лучшие трудовые навыки и привычки, которые столь необходимы для них в любой сфере деятельности - и в учебе, и в труде.

Эстетическое воспитание на уроках технологии в значительной мере связано и с выбором объекта труда. Осуществляя выбор изделий для изготовления на уроках трудового обучения, учитель, прежде всего, должен предъявить к ним требование: объекты труда должны обладать значительными возможностями эстетических воздействий на обучающихся.

Осуществляя систему эстетических воздействий на младших школьников на уроках технологии, следует выделить в трудовом процессе и такой этап, как эстетический анализ изделия-образца, т. е. рассмотрение его с точки зрения того, что в нем является предметом нашего эстетического отношения. Задача эстетического анализа - дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме.

В соответствии с изложенными выше требованиями были разработаны и проведены уроки технологии, направленные на эстетическое воспитание посредством аппликации. В процессе уроков выполнялись аппликации, с помощью которых создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Так, на уроке технологии по теме «Аппликация из бумаги «Цветы ветерану» обучающимся предлагается составить объемную композицию из бумаги «Цветы ветерану». В первую очередь внимание уделяется порядку на рабочем месте. В ходе вводной беседы широко используется межпредметная связь с изобразительным искусством, музыкой (репродукции картин «Цветочная поляна» Рыбакова В.М., «А летом нас ждут цветы луговые» Мэри Дипнолл, «Тюльпаны» Шустина В. И., музыкальная композиция «Вальс Цветок» П.И Чайковского), что способствует проявлению большего интереса обучающихся к теме урока, эмоциональному восприятию, а также созданию эстетической среды. После вводной беседы организуется демонстрация и анализ образца изделия. Перед началом работы проводится беседа о чистоте на рабочем месте, о том, что уважающий себя и свой труд человек должен уделять внимание содержанию рабочего места. В заключительной части урока была проведена выставка работ. Обучающиеся смогли оценить их по следующим критериям: качество; аккуратность; оригинальность; самостоятельность.

На уроке технологии по теме «Аппликация из природного материала «Природа весной» обучающиеся отправляются на выставку в картинную галерею, которая посвящена лету (представлены репродукции картин "На лугу" А. Аверин, "Березовая роща" И. Бунин). С помощью художественного слова (Стихотворение «Яркими красками листья сверкают…» Д. Герасимова) подчеркивается красота растений, волшебство листочков. На этапе анализа изделий были продемонстрированы привлекательные композиции, аккуратно выполненные, дополненные разнообразными деталями. Благодаря эстетическому анализу объекта труда, обучающиеся, приступили к изготовлению очередного изделия с ярким и развернутым представлением своей задачи. Анализ изделия также помогает им не только наметить пути создания красивой вещи, но и на всех этапах создания аппликации предъявлять к себе повышенные требования. Систематически вникая в красоту урочных изделий, в красоту отдельных предметов окружающего мира, младшие школьники воспитывают в себе интерес к прекрасному. После проговаривания каждого этапа изготовления работы, было направлено внимание на то, что изделие будет выглядеть красивее, если правильно выполнять разметку, аккуратно обращаться с клеем, правильно и ровно прикладывать материалы. В заключительной части проводилась выставка работ. Обучающиеся смогли оценить их по следующим критериям: качество, аккуратность, оригинальность, самостоятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации работы, направленной на эстетическое воспитание, можно выделить следующие организационно-методические условия: эстетика рабочего места, правильно организованная рабочая среда, эстетика поведения, речи и внешнего облика учителя и обучающихся; выбор объекта и цели труда, эстетический анализ предметов; реализация межпредметных связей, в том числе взаимосвязь с изобразительным искусством, музыкой, литературой, окружающим миром; разработка и использование системы заданий, направленных на развитие эстетического восприятия.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2021. – 47 с.

2. Овсянников, М.Ф. Краткий словарь по эстетике / М.Ф. Овсянников. – М.: Просвещение, 1983. – 286 с.

3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 2018, 354 с.

4. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС, 2021. - 291 с.

5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский. – М: Педагогика, 2020 – 560 с.

6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2018. - 512 с.

7. Немова Р.С. «Недописанный тезис» // Studal.org [Электронный ресурс], https://studall.org/all4-23802.html

8. Школяр Л.В. «Выбери музыку» // Studfile [Электронный ресурс], https://studfile.net/preview/2237733/page:4/

9. Парамонова, Л.А. Конструирование из строительного материала как средства умственного воспитания детей младшего школьного возраста / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2021. - 391 с.
2023