Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бунина И.А. Оптимального сочетания современных методик и технологий на уроках истории и обществознания для сформирования личности с активной гражданской позицией

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Задача современного обучения - это рождение активной, инициативной, уверенной в своих силах жизнеспособной личности способной действовать в нестандартной ситуации, когда невозможно осуществить что-либо по предлагаемому плану. В фактическом наполнении предметов история и обществознание мало что изменилось, а вот методика преподавания претерпела значительные изменения. Информационное поле стало значительно шире, ребёнок черпает информацию не только из книг и рассказов учителя, и статичное изложение материала, даже при хороших ораторских способностях наталкивается на безразличие и тоску в глазах учеников. Устарели прежние методы работы, которые ориентировали учащихся на однозначные оценки исторических фактов, общественных событий и личностей. Поэтому главной целью, которую я перед собой ставлю, является выявление оптимального сочетания методик и технологий, позволяющих получить наилучший результат педагогической деятельности, обеспечить учащимся не только прочные знания и хорошие оценки на экзаменах, но сформировать личность с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами и взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
Наиболее важными с точки зрения становления гражданских компетентностей являются интерактивные методы обучения, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса для решения учебных и практических задач. Они создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности. К интерактивным методам, наиболее успешно используемым в сфере гражданского образования, относятся, в частности, социальное проектирование, различные формы дискуссионного обсуждения социально-значимых проблем (в формате дебатов, гражданского форума, круглого стола), ролевые и деловые игры, медиации в разрешении конфликтных ситуаций и др.
Для развития сферы саморегуляции учащегося необходимо ставить в условия анализа жизненных ситуаций. Для этого рассматривая какую-либо историческую ситуацию, попрошу учащихся представить себя на месте того или иного персонажа, предположить, какие чувства он должен испытывать, оценить его действия, а затем смоделировать свое поведение в этой или подобной ситуации. Это способствует развитию умений адекватно оценивать и корректировать свои мысли и действия, соотносить свое поведение с поведением других людей, выбирать цели и средства их достижения. Одним из средств достижения этих целей в учебном процессе и внеурочной деятельности может выступать метод моральных дилемм. Например, читаю ситуацию «Водитель сбил пешехода и решает: скрыться ему с места дорожно-транспортного происшествия или оказать необходимую помощь пострадавшему пешеходу. Что дороже - личная свобода или чужая жизнь?»
Одним из основных положений компетентностного подхода является понимание компетентности как субъективного качества личности. Это рождает определенное противоречие между коллективным характером учебной деятельности и необходимостью учитывать сугубо индивидуальные факторы – особенности усвоения знаний, выработки умений и навыков, зависящие от субъективных мотивов обучения, отношения к предмету обучения, способностей, личностных качеств и опыта обучаемого. В этой связи особенно актуальным становится вопрос об индивидуализации процесса обучения. Возможно, наиболее сложным вопросом здесь является развитие гражданских качеств в мотивационной сфере. Для развития мотивационной сферы индивидуальности важны интерактивные и проблемные методы обучения.
Интерактивные методы обучения позволяют ребенку на уроке почувствовать себя не пассивным объектом педагогического воздействия, а полноправным участником проектирования познавательной деятельности.
Проблемные методы позволяют сделать познавательную задачу актуальной для каждого учащегося в классе. Решение познавательных продуктивных задач, связанных с необходимостью дать оценку современным историческим событиям и персоналиям, социальным явлениям и фактам будет способствовать формированию эмоционального отношения к ним.
Максимальной степени индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы можно достичь при использовании технологий организации учебной деятельности в малых группах. Главным принципом групповой работы является то, что задание получает не отдельный ученик, а вся группа. При этом каждый учащийся получает возможность действовать в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, достигнутым уровнем освоения материала, интересами и пожеланиями о достижении общей цели. Таким образом, акцент делается на организацию сотрудничества внутри малой группы учащихся, обладающих различными индивидуальными особенностями. При этом каждый участник команды несет индивидуальную ответственность за достижение успеха, что предусматривает помощь друг другу на каждом этапе совместной деятельности.
Важную роль в развитии сферы саморегуляции может играть система оценивания учебных достижений учащихся, если она строится на принципе самооценки. Ученика ставлю в ситуацию, побуждающую анализировать собственный ответ, свою учебную активность, тем самым стремлюсь развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Учитывая разнообразие в подходах и методике историко-обществоведческого направления и изучения исторических событий, рекомендую учащимся ряд памяток-рекомендаций, с помощью которых можно упорядочить их деятельность на уроке, придать изучению предмета системные элементы и одновременно дать алгоритм для поиска решения воспитательных задач.
Памятка. Заповеди истории.
1. Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы понять смысл своей жизни.
2. Помни, что прошлое дано для понимания настоящего, настоящее не совпадает с прошлым, но прошлое может повториться.
3. Стремись постичь правду истории разумом и сердцем.
4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а её оценка.
5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.
6. Не искажай историю в своих целях.
7. Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое – это тоже история.
8. Стремись к познанию мировой истории, она – часть истории твоей страны.
9. Стремись к познанию отечественной истории, она часть твоей истории.
10. Почитай свою родословную, там твои корни.
Использование данной памятки применимо к любому содержанию учебников истории и обществознания, к любым сообщениям исторического характера, к любым точкам зрения, встречающимся в исторической литературе. Эту памятку разучиваю с учащимися на первых уроках в начале учебного года. Если ученики научатся ею пользоваться, то они получат возможность разобраться в хаосе исторической информации и проводить самостоятельную работу по добыванию и оцениванию разного рода исторических знаний.
Памятка «Заповеди истории» помогает учащимся понять как правильно ориентироваться среди исторического материала, что вооружает их умением извлекать уроки из прошлого, обрабатывать исторические факты, исходя из собственной системы ценностей, не стать заложником чужого мнения, включая в работу свой разум и свое сердце, что в последствии повлияет на формирование собственной позиции.
Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Раздел «Право» направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом.
Одним из способов решения проблемы гражданского образования на уроках обществознания, а через него и социализации школьников является внедрение в школьную практику социальных проектов. В ходе работы над проектами происходит формирование творчески мыслящей личности ученика, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Первым шагом в обучении школьников социальному проектированию является овладение методикой социальной пробы.
Методика социальной пробы – действия социальной активности, в ходе которых подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях – знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.
Целями социальной пробы являются:
• осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
• получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);
• присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.
Задачи социальной пробы:
• собрать информацию о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде;
• познакомиться с функционированием социального объекта;
• проанализировать полученную информацию;
• вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие способом, новым для подростка;
• отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.
Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.
Объектами социальной пробы могут выступать:
1) социальные институты;
2) социальная среда;
3) социальные явления и отношения.
Например, мною предлагаются такие темы социальных проб на уроках обществознания: отделение пенсионного фонда в моём районе; центр психологической работы с детьми, подростками; центры досуга – клубы, выставки; политическая реклама в районе; употребление ненормативной лексики в общении – сквернословие дома, в школе, на улице и т. д.
В ходе социальной пробы подросток сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями, но эти представления подростка – житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания. Социальная проба помогает учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, основанное на чужом мнении или на неполном, однобоком восприятии действительности, от собственно своего мнения – результата осмысления проблемы, перерастающего в убеждение.
Многие уроки истории призваны также формировать активную гражданскую позицию учащихся, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков выступают практические и семинарские занятия, традиционные уроки и викторины. При этом широко использую проблемный метод изучения истории, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. По некоторым проблемам провожу итоговые уроки в форме «круглых столов» или семинарских занятий. Например, «Реформы 60-70-х годов XIX века: нерастраченные возможности», «Итоги I мировой войны, победители и побеждённые», «Сталинизм в СССР» и т. д.
Для активизации гражданской позиции использую и другие формы и методы работы: изучение исторических событий по литературным источникам, газетным публикациям; изучение памятников истории и культуры родного края, сбор фотографий на тему малой родины, написание творческих биографий, встречи с участниками ВОВ, воинами Афганистана и Чечни. Каковы результаты работы? Безусловно, это личностный результат: формируется гражданская идентичность учащихся на основе идентичности семейной, школьной, территориальной. Таким образом, современные образовательные методики и технологии помогают формировать гражданскую идентичность ребенка и его гражданское самоопределение, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Список литературы.
1. Бейсенбаев А.А. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
2. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности — М., 1980. — С. 32.
3.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
4. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
5. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
2019