НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Степанова Л.Н. Предметно-пространственная среда детского сада как ресурс всестороннего развития детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Степанова Л.Н. Предметно-пространственная среда детского сада как ресурс всестороннего развития детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

Предметно-пространственная среда - это понятие, которое описывает все объекты и области, находящиеся вокруг нас и влияющие на наше поведение и взаимодействие с окружающим миром. Это включает в себя все объекты и структуры, как внутри помещений (стены, мебель, техника), так и на улице (здания, дороги, природные объекты). Предметно-пространственная среда играет важную роль в создании комфортной и безопасной среды для жизни и работы.

Предметно-пространственная среда детского сада играет важную роль в всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Она создана с учетом потребностей и возможностей развития ребенка, способствует его активному самоопределению, саморазвитию, самовыражению и самореализации. Предметно-пространственная среда для детей в детском саду включает в себя различные элементы и материалы, которые помогают детям в их физическом, когнитивном, социальном и эмоциональном развитии. Вот некоторые основные компоненты предметно- пространственной среды в детском саду:

1. Игровая зона: игрушки, конструкторы, мягкие ковры или пены для безопасной игры, где дети могут развивать воображение, креативность и социальные навыки.

2. Обучающая зона: книги, головоломки, пазлы, алфавит, числа и другие материалы, которые помогают детям развивать свои познавательные способности и учиться новым навыкам.

3. Музыкальная зона: музыкальные инструменты, записи музыки, музыкальные игрушки, где дети могут слушать, экспериментировать и играть вместе с музыкой, разрабатывая музыкальные навыки и ритм.

4. Творческая зона: краски, карандаши, клей, различные материалы для рисования, лепки и создания разнообразных поделок, чтобы развивать творческое мышление, моторику и воображение детей.

5. Физическая зона: качели, горки, веревочные лестницы, песочницы и другие игровые элементы, которые помогают детям развивать физическую ловкость, координацию и силу.

6. Сенсорная зона: предметы с разной текстурой, цветом, формой и размером, которые помогают детям развивать сенсорное восприятие и моторику рук.

7. Комфортная зона: мягкие пуфики, подушки, ковры и другие удобные элементы, где дети могут отдохнуть, почитать книжку или просто расслабиться.

Важно, чтобы предметы и материалы в предметно-пространственной среде были безопасными, чистыми и отвечали требованиям безопасности и гигиены для детей. Они должны быть доступны детям, стимулировать их интерес и активность, а также поддерживать развитие различных навыков и способностей. В предметно-пространственной среде детского сада находится разнообразная мебель, игрушки, материалы, которые стимулируют интерес и фантазию ребенка. Цветовые решения, удобная организация игровых и учебных зон, наличие различных предметов и материалов разной формы и текстуры - все это способствует включению ребенка в активность, развивает его мышление, фантазию и воображение. Предметно-пространственная среда влияет на развитие детей в различных аспектах. Возможность играть с предметами и перемещаться в пространстве содействует развитию моторных навыков, координации движений, силы и гибкости. Взаимодействие с различными предметами и окружающей средой способствует приобретению новых знаний и навыков, развивает интерес к изучению и пониманию мира. Предметно- пространственная среда позволяет детям развивать логическое мышление, пространственное восприятие, способность к анализу и решению проблем.

Взаимодействие с предметами и окружающей средой может вызывать различные эмоции у детей. Они могут испытывать радость, удовлетворение, любопытство, а также тревогу, страх или разочарование. Это помогает развивать эмоциональную интеллектуальность и способность управлять своими эмоциями. Предметно-пространственная среда предоставляет детям возможность играть вместе, делиться предметами, сотрудничать и общаться. Это способствует развитию социальных навыков, таких как умение работать в группе, общаться с другими, разрешать конфликты и проявлять эмпатию.

В целом, предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии детей, помогая развивать не только физические, познавательные, когнитивные, эмоциональные и социальные навыки, но и способности к творчеству, самостоятельности и исследованию мира.

В предметно-пространственной среде детского сада также присутствует элемент природы: растения, цветы, водные принадлежности. Они помогают создать гармоничный образ окружающего мира, способствуют формированию у детей эстетического вкуса, любови и заботы о природе.

Каждая зона в предметно-пространственной среде детского сада имеет свои цели и задачи для развития определенных качеств и навыков у детей. Например, игровая зона помогает развивать фантазию, социализацию, коммуникативные навыки детей. Учебная зона способствует развитию мышления, памяти, внимания, моторики. Также в детском саду есть зона отдыха, спортивная зона, художественная зона и другие, обеспечивающие всестороннее развитие ребенка. Предметно-пространственная среда детского сада также позволяет детям активно участвовать в выборе и организации своей деятельности. Они могут самостоятельно выбирать игрушки и материалы для игры, определять свою роль и цели в игре, создавать собственные конструкции и композиции из предметов.

Таким образом, предметно-пространственная среда детского сада является важным ресурсом для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Она создана с учетом потребностей и возможностей развития ребенка, стимулирует его активную деятельность, развивает мышление, фантазию и творческие способности, формирует у детей навыки самовыражения и саморазвития.

Список литературы:

1. Аксарин С.М., Вялкова Ф.Л. Предметная среда детского сада: формирование и использование. - М.: Гуманитарное издательство Владос, 2011.

2. Баевский Д.Р., Зинченко В.П. Проектирование современной детской среды: оправданная красота. - М.: Педагогическое общество России, 2014.

3. Безрукова Е.А., Мареева И.В. Развитие предметно-пространственной среды детского сада: опыт работы и проблемы. - М.: Российская академия образования, 2017.

4. Глушакова О.В., Смыкова Л.М. Предметная среда детского сада как ресурс развития ребенка. - М.: Академический проект, 2012.
2023