НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мурзалева О.А. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях


Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf

… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.
Василий Александрович Сухомлинский
Взаимосвязь, партнерские, доверительные отношения между детским садом и семьёй – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.
В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают трудности; усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются общепринятые нормы поведения. Отсюда отчуждения, непонимание между родителями и детьми, родителями и родителями, родителями - педагогами настолько велико, что эта проблема приобрела масштабный характер. Далеко не все родители имеют достаточный уровень культуры и педагогические знания, которые так необходимы для воспитания собственного ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены в первую очередь на повышение педагогической культуры родителей путем просвещения, улучшения семейного микроклимата, совместное формирование полноценной личности ребенка.
Понимая актуальность данной проблемы, в нашем дошкольном учреждении накоплен небольшой опыт сотрудничества с родителями Такое взаимодействие должно реализовываться поэтапно.
Правильно организованная работа должна носить обучающий характер. Мы стараемся узнать, в каких вопросах воспитания родителям необходима помощь детского сада. Взаимодействуя с родителями, имеющими сходные проблемы домашнего воспитания, используем в работе дифференцированный подход.
В работе с родителями используем линию воздействия на семью через ребенка. Если жизнь ребенка в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится с родителями. Дети часто показывают родителям новые рисунки, игрушки, поделки, которые можно изготовить со взрослыми дома. Дети всегда любят делиться новостями, правда, родители не всегда умеют их выслушать, поэтому иногда приходиться объяснить родителям, что ребенку это очень важно, поделиться полученными впечатлениями.
Большую роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Поэтому в течение года, проводим опрос семей при этом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи. Анализ анкет помогает нам в дальнейшем сотрудничестве с семьями, в планировании последующей работы.
При знакомстве с проблемами семьи в воспитании ребенка активная роль принадлежит родителям. Поддерживаем диалог, не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию используем только для организации позитивного взаимодействия.
Главным условием успешного взаимодействия между педагогом и родителями являются доверительные отношения. Установить контакт необходимо так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах. Здесь предпочтение мы отдаем беседам, в ходе которых выясняем, какие вопросы интересуют родителей, что беспокоит в поведении ребенка, как решить проблемы, которые возникли из-за незнания родителей. Конечно, не все родители идут на контакт, поэтому мы используем «Копилку вопросов».
Наш детский сад второй год работает над развитием новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, проектов, оформление участков, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников и т.д.
Хочется отметить такие праздники как День знаний, Осенний бал, Всемирный день пожилого человека, Новый год, День Матери, День Отца, Всемирный день авиации и космонавтики, День семьи, День защиты детей – это те праздники, которые стали традиционными в нашем дошкольном учреждении. В эти дни проходит много интересных событий: конкурсы, соревнования, выставки и многое другое. Праздники украшены сюрпризами, а также музыкальными выступлениями детей. Такие праздники объединяют, сплАчивают всех. К каждому празднику в группе оформлены тематические стенды и выставки. Каждая выставка – это итог кропотливого труда и мало кого из родителей выставка оставляет равнодушным.
Праздники объединяют родителей и детей, и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей.
Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания.
Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, где они знакомятся с задачами, содержанием, методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада, особенности воспитательно – образовательной работы. К сожалению, истинный смысл собрания нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своём выступлении слова-распоряжения, приказы. Такое общение педагогов и родителей на собрании, можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей. Такой стиль проведения собрания ведёт в тупик.
Поэтому, мы понимаем, что диалог между родителями и педагогом на родительских собраний – это шаг к взаимопониманию, приобретение доверия, обмен духовными ценностями, эмоциями, знаниями, обмен опытом, новых идей. Собрание приобретает новый смысл - собрание – встреча партнёров.
Собрания-встречи проходят в разных форматах и носят нетрадиционные названия: (дискуссионные качели, круглый стол с острыми углами, 60 минут, поединок, вечер вопросов и ответов, встречи отцов, встречи мам, гостиные, диспуты и т.д.). На собраниях-встречах используем игры и игровые ситуации, которые не только помогают избежать монотонности собрания, но и являются социоигровой разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям быть более непринуждёнными. Помогают получить от встречи не только новые знания о себе и о других, но и получить положительную разрядку после трудового дня. Если какой-то вопрос остаётся без ответа, предлагаем обсудить его в формате консультации, тренинга или другой формы.
Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей.
Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил о законе, установленный природой, назвав его «Закон Духовной общности между взрослым и ребенком» и предупредил нас: «БЕЗ ДУХОВНОЙ ОБЩНОСТИ ВОСПИТАНИЕ НЕ СОСТОИТСЯ».
Помните об этом, педагоги.

2017