НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лысенко М.В. Современные проблемы нравственно-патриотического воспитания детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


В современных кризисных условиях, когда острыми проблемами являются, падение нравственности, эгоизм, индивидуализм, а Россия оказалась на 131-м месте в рейтинге восприятия коррупции, возросла социальная значимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания детей стала одной из актуальнейших.
Что же такое патриотизм? Наверное, каждый сможет сказать, что значит именно для него патриотизм и кто такой патриот. В научной литературе существует множество определений патриотизма и каждое истинно. В этой статье мы рассмотрим определение патриотизма из интернет-энциклопедии Википедии:
«Патриоти́зм— нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё…»
Целями патриотического воспитания являются: сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
К сожалению, в наше время все более получают развитие не - умение трудиться на благо обществу, помогать людям, делать то, что будет полезно другим, а безнравственность, проявление эгоизма путем преследования на передний план своих личных интересов, погоня за прибылью, которые вызывают одобрение и считаются основой успеха. Это становится нормой повседневной жизни.
А страна нуждается в воспитании широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, готовых работать на благо своих граждан. Ведь если воспитать эгоиста (человека чрезмерно заботящегося о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей), то он будет работать на свой карман! Учитывая аспект такого воспитания, эгоист не сможет придумать что-то полезное для общества, так как при принятии решений будет ограничиваться личными интересами. И это касается всех сфер жизнедеятельности общества.
Отсутствие порядочности, честности, злоупотребления полномочиями, правонарушения для личной выгоды - это сознание, образ мышления, которые нельзя просто так искоренить. Можно лишь заместить – патриотизмом. Необходимо с малых лет прививать протест и осуждение этих качеств. Поэтому важно воспитание патриотических чувств уже с детства, так как патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с раннего детства, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе. Как говорил создатель народной педагогики В.А. Сухомлинский: «Если упущены детские годы - упущенного никогда не наверстаешь…»
Уже в дошкольном возрасте появляются возможности для нравственного воспитания детей. Так как в этот период закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формировании личности ребенка, его интересы и способности. Все то, что получает человек в период детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем!
При прививании ценностей на наших детей оказывают влияние различные факторы: сверстники и кумиры, телевидение, музыка, интернет, СМИ, компьютерные игры. К сожалению, средства массовой информации пропагандируют сегодняшним детям идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.
Но в первую очередь на формирование нравственно-патриотических качеств ребенка оказывает семья - пример родителей, а также пример воспитателей, учителей.
От взрослого во многом зависят интересы ребенка. Поэтому особенно важна активная позиция родителей и педагогов, их желание и умение формировать у детей потребность участвовать в делах на благо общества, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей родины, научить верить в себя, в свои знания и умения, воспитать чувство достоинства, долга и ответственности.
Детям необходимо уже в раннем возрасте закладывать взгляд на окружающий мир через призму нравственных ценностей, т.к. если не заложить эти чувства с малых лет, то ребенок уже никогда не будет нравственным и патриотом своей страны. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного и школьного образовательных учреждений. А в работе по воспитанию патриотов нужно использовать уже накопленный успешный опыт, совмещая его с современными технологиями.
Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, за интернетом. Лучше посвятить это время на развитие ребенка в каком-либо кружке, который будет содействовать развитию творческого потенциала ребенка; возможности проявления детской инициативы и ее поддержки со стороны взрослых. Жаль, что в наше время государством не достаточно поддерживается бесплатная занятость детей по развитию их способностей, нравственно-патриотических чувств, которые были бы направлены на формирование и развитие личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности. Хотелось бы, чтобы образование не теряло свою основную сущность и дипломы ВУЗов являлись бы свидетельством образованности, а не свидетельством материального благополучия, чтобы у молодого поколения была возможность раскрывать весь свой потенциал, работая на благо нашей страны. Хочется, чтобы будущее поколение не забывало историю, и чтила героев, которые сражались за свободу и независимость нашей страны, были ей преданы и все ради светлого будущего нашей Родины, а не восхищалось олигархами и бизнесменами, живущими с максимальным комфортом. Чтобы наши дети не жили в лицемерии и в боязни отстаивать свои права, закрывая глаза на беззаконие и несправедливость. А для этого необходимо чтобы основой воспитания стали духовно-нравственные ценности, любовь к Родине, а не эгоизм и бесконечная тяга к материальному благосостоянию.
Патриот - человек, любящий Родину, свое дело, никогда не начнет думать о личной выгоде. Все его мысли, идеи и дела будут направлены на благо общества, на желание помогать и делать полезное людям. И его нежелание пользоваться возможностями будет лежать не в сфере его благосостояния, а в уважении своей личности. Личности патриота – человека, который предан народу, любит Родину и заботится о ее будущем!
И пока мы не научимся любить свою страну, нам нечего думать о благополучии этой страны. Ведь сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения, без стремления посвящать свой труд, силы и способности процветанию родины - ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свои духовно-нравственные ценности- Любовь к Отечеству, к своей Родине. Будущее страны за патриотами! А начинается все с Детства!

Использованные источники

1.       Особенности патриотического воспитания дошкольников
https://doshkolnik.net/stati/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html
2.       Современные проблемы патриотического воспитания https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/problemy
2019