Актуальные вопросы начального общего образования

Ибрагимова Л.С. Интерактивная доска как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов

Библиографическое описание:

Ибрагимова Л.С. Интерактивная доска как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Аннотация: Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.

В статье освещены пути и способы использования интерактивной доски, как одного из ведущих средств мотивации учебно-познавательной деятельности. Автором обозначена эффективность использования мультимедийной доски, которая будет способствовать позитивный динамике развития ребенка, формирование высокого уровня мотивации и социализации во время учебно-воспитательного процесса

Ключевые слова: интерактивная доска, мультимедийная доска, мотивация, учебно-познавательная деятельность учащихся начальных классов.На современном этапе развития и изменений в системе образования, особое место отводится средствам мотивации, как одним из движущих сил на пути усвоения нового материала и осмысление полученной информации. Мотивация является "сердцем" учебно-воспитательного процесса, которое приводит в движение все его составляющие. При отсутствии внутреннего стимула реализация поставленных задач невозможна. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самому ребенку, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это-желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Бережно обогащайте этот грунт, без него нет школы".

Тем не менее, важно хорошо обдумать способы мотивации, ведь тенденции современности требуют новые модели стимулирования. Развитие информационных процессов и технических средств заставляет переосмыслить и изменить, ранее очерченные стереотипные формы мотивации. Поскольку, с новыми тенденциями развития общества, одним из ведущих средств в организации учебно-познавательного процесса и игровой деятельности есть компьютер, который делится всевозможными знаниями и захватывает внимание учеников.

Анализ исследований и публикаций показал, что проблема использование интерактивной доски в начальных классах нашла отражение в исследованиях известных украинских ученых: Н. Петриченко, Р. Моцик, А. Данилова, А. Кивлюк, В. Лапинский, Л. Карташова.

Цель статьи заключается в освещении основных путей и способов использования интерактивной доски, как одного из ведущих средств мотивации учебной деятельности учеников.

Главной задачей каждого учителя является научить учеников, дать глубокие знания, побуждать их к самостоятельному поиску информации, обогащать свой интеллектуальный мир. Поэтому, получение знаний не может быть механическим, не обоснованным, или бы вынужденным для каждого из учеников. Самыми продуктивными являются те уроки, во время которых, не лишь у учителя есть желание научить, но и у учеников познать новое. Ведь знания получены в результате осознанного восприятия и большого желания являются самыми глубокими. Тому, учителя должны научиться создавать такие ситуации, как ситуации успеха, непринужденности, игровые ситуации и проблемные, делать уроки живыми и привлекательными для учащихся, использовать широкий диапазон средств визуализации.

Очень часто, в процессе овладения новыми знаниями и умениями, учителя забывают о движущей силе мотивации и сводят все к механическому запоминанию, тем не менее, имея в своей власти такое универсальное средство, как мультимедийная доска, большинство не используют ее, только, по незнанию ее возможностей (восприятие интерактивной доски, как экрана) и страх перед ее эксплуатацией. Но, современную школу уже невозможно представить без компьютерной техники и компьютерных технологий. Они так прочно вошли в нашу жизнь, так закрепились в ней, что невозможно представить человека, который бы не понимал, о чем идет речь. А тем более учителя, который остается просветителем в вихре научных знаний.

Мультимедийная доска является тем устройством, которое сочетает в себе возможности обычной маркерной доски с возможностями компьютера, это дисплей компьютера увеличенная модель. Именно поэтому, все что есть на компьютере, можно показать и на интерактивной доске. [2, c.70]. Конечно же, любой, сколь угодно сложный и многофункциональное электронное устройство - это лишь куча железа и кремния” без соответствующей программной поддержки. Все то что нарисовано или написано – программное обеспечение интерактивной доски позволяет сохранить в виде компьютерных файлов, распечатать, отправить по электронной почте, даже сохранить в виде Web-страниц и разместить их в Интернете.

Доска в образовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь - один учитель может работать с несколькими учениками.

Доска это особое - познавательное - окно в мир. Но со временем он стал привычен и должен был преображаться, как и всякий инструмент. В ХХ веке появились технологии, в которых учитель оставался за кадром, становился скрытой фигурой, методистом, организовывавшим подачу материала. Ученик доходил до всего сам. Значительно повысилась интенсивность обучения. Современная молодежь осваивает все новые формы общения, используя новейшие технологии. Приходя в аудитории, она - по умолчанию - требует и новых инструментов образования. Это означает, что окно в мир познания должно приобрести новые функции.

Достижение новых технологий - интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия.

Интерактивная доска-это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио-и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.

Интерактивный экран впитал в себя все функции компьютера, являясь практически его модификацией, продолжением. Он имеет мощную память и гибкую обратную связь, мягко откликается системой, в которой человек может работать обычным образом - как ручкой в тетради. Ученик может прибегать и к тактильной коммуникации, созданием изображения рукой, а может использовать и дистанционное управление - в зависимости от целей и решаемых задач.

Интерактивная доска стала особой средой, из которой учитель может извлечь очень много образовательных возможностей, строить с ее помощью урок, реализуя необходимую тактику. Кроме того, важно чтобы сохранялся уровень креативности - чтобы ученик активно участвовал в работе - всем этим требованиям отвечает интерактивная доска. Учитель, управляя доской, может воплощать учебный материал как некоторые (заранее подготовленные) идеи, которые ученики в процессе обратной связи могут модифицировать и исполнять в свойственной им форме. Образовательный процесс становится более гибким.

Используя электронные устройства учитель может импровизировать, гибко готовить материал под соответствующую аудиторию; делать записи на доске электронным маркером разных цветов на поверхности рисунка, который проецируется с компьютера; сохранять и печатать изображения на доске; сохранять на компьютере весь ход работы на доске; работать с изображением в соответствующее время работы на доске; создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке; подавать исследуемый материал увлекательными и динамическими способам, выполнять разнообразные упражнения.

Вследствие творческого внедрения интерактивной доски происходит:

- формирование у учащихся определенных базовых общеобразовательных компетенций;

- отработка учебных компетентностей;

- формирование творчески-дискуссионных умений;

- организация учебного процесса путем самостоятельной деятельности;

- формирование личностных качеств.

Кроме реализации основных образовательных задач, доска является тем универсальным средством, которое не только обучает, но и заинтересовывает, побуждает к учебной деятельности. За помощью данного устройства, учитель может:

- проводить уроки-путешествия в разные уголки мира, используя интернет программы;

- приглашать выдающихся людей;

- использовать активное слушание, устраивать поэтические вечера;

- просматривать интересные презентации и привлекать учащихся к поиску информации, а представление их на уроке;

- передавать частичное управление доской в руки учеников, обучая их правильно использовать данный инструмент;

- как награду, поиграть в различные развивающие игры;

- устраивать соревнования, уроки по готовому сценарию, музыкальные уроки, КВН, общение на расстоянии, переписка и использовать в учебном процессе сразу разные материалы: изображение, звук, видео, ресурсы Интернета.

Итак, проведя беседы с учителями и проанализировав результативность учебно-воспитательного процесса с использованием интерактивной доски, мы можем отметить, что данное устройство:

- мотивирует и стимулирует познавательную активность учащихся;

- позволяет значительно расширить и более творчески подходить к предоставлению информации для учащихся, таким образом увеличивая динамичность практически любого урока;

- способствует целесообразной организации коллективной работы учащихся на уроке, а кроме того, развития социально важных черт личности;

– предопределяет понимание теми, кто учится, сложных идей благодаря более понятному, эффективному и динамичному представлению материала.

Большой экран позволяет реализовать один из важнейших принципов обучение-наглядность. Сенсорная панель позволяет мгновенно реагировать на действия преподавателя. Удобные цветные маркеры помогают выделять главное, устанавливать связи в ходе объяснения материала.

Список использованных источников

1 Данилова О. В. мультимедия: текст, графика, анимация, видео / О. Данилова, В. Манако, Д. Монако. – К.: Издательский дом „Школьный свет”: Вид.Л. Галицина, 2006-120 С.

2 Кивлюк О. Анализ научных исследований с проблематики пропедевтики информатики в начальной школе//Информатика и информационные технологии в учебных заведениях. – 2006 - №6. - С. 69-72.

3 Лапинский В. В. мультимедийная доска. / В. В. Лапинский, Л. А. Карташова. – К.: Школьный мир, 2011 – 128 с.
2023