Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай действовать – и я пойму!»
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
В настоящее время педагогический коллектив МБДОУ д/с № 19 интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Одной из таких технологий являются образовательные квесты.
Образовательный квест – это интерактивная и «ролевая», то есть игровая форма организации поисковой и проектной деятельности детей и родителей по достижению образовательной цели через поэтапное решение проблемных заданий [7].
Современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей [3]. В процессе образовательного квеста дошкольник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения [5].
Различают следующие типы квестов:
- кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно – три занятия);
- длительный (используется для углубления и преобразования знаний, рассчитан на длительный срок – месяц, квартал, год).
В учреждении квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями дошкольников
Также бывают веб-квесты [4] и «живые» квесты [6]. К «живым» квестам могут быть отнесены игры разных жанров:
- квесты в замкнутом помещении, например, в детском саду;
- квесты в музеях, библиотеке, в парках;
- квесты на местности (по городу);
- квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами краеведения;
- смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание – легенда.
С использованием живых квестов удалось уйти от пассивных форм работы, расширить рамки образовательного пространства.
Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи.
В результате проектирования образовательного квеста каждый педагог имеет возможность:
- осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей разностороннее развитие ребенка» [2];
- способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка» [2];
- обеспечить становление и развитие у ребенка целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [1].
Реализуя одно из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения, творческая группа педагогов МБДОУ д/с №19 разработала проект «Краеведение в образовательных квестах», задачами которого являются:
- формирование представления о малой Родине как месте, где человек родился и где он живет.
- воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
- развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
- воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
- воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
- расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
- формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией.
- повышение компетентности родителей по вопросам краеведения.
- вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность по краеведению.
- обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности по краеведению.
Были определены направления разработки образовательных квестов по патриотическому воспитанию дошкольников. Каждое направление представлено несколькими образовательными квестами.
- историческое прошлое города;
- литературное наследие Белгородчины;
- природа родного края.
Педагоги разработали паспорт проекта и сценарий с набором заданий, которые получают родители. Семьи, участвующие в реализации образовательного квеста должны выполнить все задания и в итоге найти ответ на главный вопрос.
Квесты проходили в соревновательной форме с участием нескольких семей. Та семья, которая первая найдет ответ на главный вопрос и предоставит все соответствующие материалы, побеждает. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап.
Формы отчета по реализации квестов могут быть различными: серия фотографий, рисунки, видеоролик, виртуальная экскурсия, фотоальбом, запись в библиотеку и чтение произведений белгородских авторов и т.д.
После реализации каждого квеста родители и дети, принимавшие в нем участие, презентуют свои образовательные продукты и делятся знаниями с родителями и детьми всей группы, а также проводится награждение победителей.
Все образовательные продукты реализованных квестов вносятся в развивающую предметно-пространственную среду групп, чтобы дети могли использовать их в самостоятельной деятельности, а воспитатели в процессе организации образовательной деятельности с детьми [5].
Более подробно хотелось бы остановиться на направлении «Историческое прошлое города», в рамках которого было реализовано несколько квестов.
Так как в 2022 году было 77-летие Победы в Великой отечественной войне, то родителям было предложено пройти квест «Никто не забыт, ничто не забыто!». Образовательным продуктом по итогам квеста стало создание рекреационно-образовательной зоны (РОЗ) «Бессмертны полк». Это дань памяти и благодарности всем участникам Великой отечественной войны, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды.
Многие подлинные вещи, собранные детьми совместно с родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный материал, имеющий историческую ценность. Например, ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда и т. д. Некоторые из них пополнили РОЗ «Бессмертный полк» детского сада.
Второй образовательный квест «История города в памятниках» был посвящен достопримечательностям нашего города. За победу в нем соревновались сразу 5 семей, но пальма первенства досталась многодетной семье. Они не только первыми правильно справились со всеми заданиями, нашли ответ на главный вопрос, но и проявили творчество: создали виртуальную экскурсию по объектам, которые посещали в ходе квеста. Эту экскурсию озвучила сама воспитанница нашего сада, поэтому дети группы вместе с ней с увлечением отправились в увлекательное путешествие и узнали много интересного.
Третий квест «Ключи от прошлого» по истории возникновения Белгорода прошли уже 7 семей. В итоге получилась лента времени, которую дети самостоятельно могут собрать, используя все больше знаменательных событий, происходивших в разные периоды существования нашего города.
В следующем квесте «О чем нам рассказали улицы?» приняли участие 10 семей, которые нашли познавательную информацию об улицах, на которых живут. Итогом квеста стали авторские книжки-малышки из серии «История одной улицы», созданные руками детей и родителей.
В марте 2021 года в формате онлайн была проведена детско-родительская конференция «Люблю тебя, мой Белый город!», на которой дети и родители представили свои образовательные продукты и поделились знаниями, полученными в ходе прохождения образовательных квестов. В октябре 2021 года в дистанционном формате был проведен круглый стол для семей дошкольников старшего возраста «Патриотическое воспитание ребенка в семье» по проблемам семейного воспитания «Верны традициям, открыты инновациям», на котором педагоги и родители нашего учреждения познакомили участников с квест-технологией по патриотическому воспитанию ребенка в семье и поделились опытом семейного воспитания.
Наша деятельность по данному направлению продолжается, и мы уже имеем следующие результаты:
- создана РОЗ «Бессмертный полк»,
- созданы РОЗ «Наши талантливые земляки: поэты, музыканты, писатели..»
- создана лента времени «Белгород: прошлое и настоящее»,
- оформлены: лэпбуки «Белгород», «Животный мир Белгородской области», авторские книги «История одной улицы», виртуальная экскурсия по достопримечательностям Белгорода;
- 80% родителей знают историю города;
- 80% родителей могут организовать познавательную прогулку так, чтобы заинтересовать детей;
- 100% родителей принимают участие в реализации образовательных квестов учреждения;
- у 70% дошкольников повысился познавательный интерес к истории и культурному наследию города;
- у 55% детей отмечается высокий уровень знаний истории города, у 45% - средний.
Таким образом, проводимая работа дает положительные результаты не только в образовательной деятельности с детьми по патриотическому воспитанию, ознакомлению с историей родного города, но и в процессе взаимодействия с родителями.
Образовательные квесты являются привлекательными для детей, позволяют активизировать внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий, а педагогу – выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач.
Список литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста / А.В. Белошистая – Педагогические технологии, 2010. - № 2.
4. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты. Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» / Я.С. Быховский - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999.
5. Елизарьева, Л.В. Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении / Л.В. Елизарьева – Научный альманах, 2015. – N 11-2(13) – С. 132-135.
6. Жебровская, О.О. Международный вебинар «Живые» квесты в образовании (современные образовательные технологии)» / О.О. Жебровская - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html.
7. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова - Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 1.