Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Актуальность проблемы:
Важным средством познания ребенком окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Один из этапов познавательного развития дошкольников — знакомство с понятием «Космос». Старших дошкольников, как мальчиков, так и девочек, всегда привлекает тема космоса. Но сам ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. На данном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о ее месте в космосе, сформировать представления детей о роли человека в изучении и освоении космоса.
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К.Э. Циолковского, С.II. Королева, Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, Л.Л. Леонова, внесших большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в этом направлении — это часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.
Выбор проекта обусловлен тем, что космос - это обширная тема для исследовательской деятельности. Она дает возможность многосторонне развивать личность ребенка, способствовать развитию у ребенка представлений об окружающем мире.
Проблема:
Рассматривая иллюстрации энциклопедий о космосе, у детей возникает много вопросов, например: Почему взлетает тяжелая ракета? Кто построил первую ракету? Для чего люди изучают космос?… Выясняется недостаток знаний об основных событиях, связанных с космосом, его покорением, людях, стоявших у истоков покорения космоса. Эту проблему можно решить, воспользовавшись методом проектной деятельности. Детям проще понять сложный материал о космосе через совместный поиск решения проблемы с взрослым (педагогом и родителями).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Цель проекта:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.)
- способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи по интегрируемым областям.
«Познавательное развитие»:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.
- Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле.
- Расширять кругозор и повышать интерес детей к научно-техническому творчеству и астрономии.
- Развивать мышление, познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
«Речевое развитие»:
- Способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них.
- Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.
«Художественно-эстетическое развитие»:
-Закреплять умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления от увиденного.
- Развивать любознательность, инициативу и самостоятельность детей.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.
- Воспитывать желание учиться, узнавать новое и делать собственные маленькие открытия в сфере космоса.
- Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах.
«Физическое развитие»:
- Способствовать правильному формированию координации движения, крупной и мелкой моторики рук.
- Развивать внимание, умение выполнять действия по сигналу, по тексту.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение детьми первичных представлений детей о космосе, аэрокосмической инженерии, астрономии.
- Повышение интереса детей к научно-техническому творчеству и астрономии, развитие любознательности.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Воспитание уважительного отношения детей к профессиям, связанным с авиа -, ракетно-космическим строением.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта
I Этап Предварительный
- Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста;
- Провести анкетирование родителей по теме проекта;
- Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
- Подобрать стихи, загадки, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
- Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
- Разработка плана работы по реализации проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию.
II Этап Основной
1.Мероприятия с детьми:
Беседы:
1. Беседа «Этот загадочный космос».
Цель: Закрепить у детей понятия «космос», «Солнечная система»; продолжать формировать представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах; обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система; объяснить происхождение слов «астрономия», «астронавт», «астероид», «астроном», «астролет».
2. Беседа «К.Э. Циолковский. Мечты о космосе».
Цель: сформировать первоначальные представления о знаменитом ученом-изобретателе, значении его работ для космонавтики; расширять и обогащать словарь по теме: «реактивный двигатель», «космонавтика», «многоступенчатая ракета».
3. Беседа «С.П. Королев – главный конструктор».
Цель: сформировать первоначальные представления у детей о ракетостроении, о профессии инженер, конструктор; о важности профессий инженера, конструктора в современном мире.
4. Беседа «Первые в космосе»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
5. Беседа «Зачем люди летают в космос?»
Цель: Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; воспитывать интерес к природе, к происходящему в мире.
Чтение художественной литературы:
- В. Мороз «Расскажите детям о космосе»;
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»;
- О. Сыроватина «Сказки про космос»;
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Стихотворения о космосе:
- Л. Вышеславский «108 минут», «День космонавтики»;
- И. Левченко «Улыбка Гагарина»;
- А. Хайт «Ты ухватишься за звёзды»;
- Ю. Синицын «Космос», «Созвездия»;
- О. Ахметова «Грусть кота»
- загадки о космосе.
Цель: уточнить и расширить представления детей о космосе, знакомить детей с литературой о космосе, вызвать познавательный интерес к космосу, развивать диалогическую речь. Помочь осмыслить содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Просмотр мультимедийных презентаций: «Космос»; «Путешествие в музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского». (рис. 1)
рис. 1
Игровая деятельность:- Сюжетно-ролевые игры: «Космодром. Готовимся к полёту в космос» (рис.2), «Конструкторы ракет».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
рис. 2
- Дидактические игры: «Какие предметы пригодятся нам в космосе», «Расставь планеты по порядку».- Речевые игры: «Один – много», «Какое слово отличается от других», «Найди слово, не связанное с космосом», «Придумай новые слова о Космосе».
- Подвижные игры: «Мы летим, летим в ракете…», «Где-то в космосе летит голубой метеорит», «Найди свое место в космическом корабле», «Солнце светит раз…».
- Настольно-печатные игры: пазлы «Космические аппараты», «Космос», «Неизвестные планеты», «Путешествие в космос», «Проведи космонавта к ракете», «Помоги ракете добраться до Земли» и др.
Конструирование: «Космические корабли» (конструкторы «Лего‑Дупло», «Лего‑Дакта»). Плоскостное моделирование «Космическая станция – дом космонавтов».
Цель: Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; формировать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек; развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.
Рисование: коллективная работа «Создание вселенной». (рис. 3)
Цель: обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания; развивать чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги; воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
рис. 3
Рисование: «Ракета». (рис. 4)Цель: закрепить знания о космосе; умение рисовать цветными карандашами, тонировать лист; учить рисовать ракету, используя геометрические фигуры; продолжать создавать композицию в рисовании, желание отразить свои впечатления в рисунке; воспитать чуткость к восприятию красоты окружающего мира.
рис. 4
Лепка с использованием метода «Пластилинография»: «Ракета». (рис.5, 6)Цель: Формировать умение детей выполнять работу в технике пластилинография. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина, развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
рис. 5
рис. 6
Аппликация: «Ракета». (рис. 7)Цель: Закрепить представления детей о космосе, умения и навыки работы с бумагой. Продолжать учить детей правилам безопасности при работе с ножницами. Продолжать учить гармонично размещать детали на листе бумаги, дополнять рисунок другими элементами (планеты, звезды). Закреплять умение вырезать ножницами по контуру. Упражнять в аккуратном и правильном наклеивании деталей.
рис. 7
Наблюдения: «Наблюдение за звездным небом», «Наблюдение за луной».Цель: уточнить представления о космосе, Вселенной; развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно-познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи; развивать стремление к познанию нового.
Экологический досуг «Земля – наш дом родной»:
Цель: подвести детей к пониманию того, что планета Земля - наш общий дом; на наглядных примерах показать, что планета Земля нуждается в защите, бережном отношении; объяснить, что жестокость и равнодушие к природе могут привести к ее гибели; вызвать желание посильным участием внести свой вклад на благо защиты природы. (Итоговая работа: рисование с элементами аппликации «Планета Земля». (рис. 8))
рис. 8
2. Мероприятия с педагогами:- Подбор демонстрационного и раздаточного материала по теме проекта;
- Создание мультимедийных презентаций «Космос» и «Путешествие в музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского»;
- Изготовление пособий и атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- Разработка сценария и проведение развлечения с детьми «Будем космонавтами».
3. Работа с родителями:
- Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
- Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
- Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
- Поиск вместе с детьми информации на тему: «Основатели космоса».
- Консультация для родителей «Что рассказать детям о космосе».
Рекомендации для родителей:
- Просмотр с детьми мультфильмов: «Тайна красной планеты», «Загадочная планета».
- Чтение с детьми произведения: Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
- Провести наблюдения вместе с детьми за звездным небом и луной.
- Выставка детских работ. (рис. 9, 10)
рис.9
рис. 10
III Этап Итоговый- Подведение итогов по выполнению проекта.
- Проведение викторины «Знатоки космоса» (рис. 11).
рис. 11
- Итоговое мероприятие: развлечения с детьми «Будем космонавтами» (рис. 12, 13).рис. 12
рис. 13
- Продукт проекта:Пополнение РППС группы атрибутами для сюжетно-ролевых игр, литературными произведениями, музыкальными произведениями,
видеоматериалами для совместного просмотра с детьми, энциклопедиями, иллюстрациями, плакатами, дидактическими играми по теме проекта.
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Список литературы:
1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013.2. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М.: Лист, 1999.
3. Международный научный журнал «Юный ученый» № 3 (12) г. Казань, ООО «Издательство Молодой ученый», 2017.
4. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
5. Скоролупова О.А. Покорение космоса. - 2-е изд. - М.: «Издательство Скриптории 2003», 2010.
6. Тятюшкина Н. Н., Ермак О. А. Тропинками Вселенной: методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знании у старших дошкольников. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
7. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128с.
8. Интернет – ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/04/07/ekskursiya-po-ekspozitsii-muzeya-k-e-tsiolkovskogo-dlya
- https://www.youtube.com/watch?v=Ir1Z4mpzifQ
- https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-znatoki-kosmosa.html