Исследовательская и проектная деятельность

Нефедова Н.А., Сидорина О.К., Панкратова Т.В. Педагогический проект «К.Э. Циолковский и С.П. Королев: полететь к другим планетам» для детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Актуальность проблемы:
Важным средством познания ребенком окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Один из этапов познавательного развития дошкольни­ков — знакомство с понятием «Космос». Старших дошкольников, как мальчиков, так и девочек, всегда привлекает тема космоса. Но сам ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. На дан­ном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о ее месте в космосе, сформировать представления детей о роли чело­века в изучении и освоении космоса.
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им про­должать дело, начатое нашими великими предшествен­никами, среди которых славные имена К.Э. Циолковско­го, С.II. Королева, Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, Л.Л. Леонова, внесших большой вклад в изучение и ос­воение космоса. Поэтому работа в этом направлении — это часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.
Выбор проекта обусловлен тем, что космос - это обширная тема для исследовательской деятельности. Она дает возможность многосторонне развивать личность ребенка, способствовать развитию у ребенка представлений об окружающем мире.
Проблема:
Рассматривая иллюстрации  энциклопедий о космосе, у детей возникает много вопросов, например: Почему взлетает тяжелая ракета? Кто построил первую ракету? Для чего люди изучают космос?… Выясняется недостаток знаний об основных событиях, связанных с космосом, его покорением, людях, стоявших у истоков покорения космоса. Эту проблему можно решить, воспользовавшись методом проектной деятельности. Детям проще понять сложный материал о космосе через совместный поиск решения проблемы с взрослым (педагогом и родителями).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Цель проекта:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.)
- способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи по интегрируемым областям.
«Познавательное развитие»:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.
- Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле.
- Расширять кругозор и  повышать интерес детей к научно-техническому творчеству и астрономии.
- Развивать мышление, познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
«Речевое развитие»:
- Способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них.                                                                                                                            
- Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.
«Художественно-эстетическое развитие»:
-Закреплять умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления от увиденного.
- Развивать любознательность, инициативу и самостоятельность детей.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.
- Воспитывать желание учиться, узнавать новое и делать собственные маленькие открытия в сфере космоса.
- Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах.
«Физическое развитие»:
- Способствовать правильному формированию координации движения, крупной и мелкой моторики рук.
- Развивать внимание, умение выполнять действия по сигналу, по тексту.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение детьми первичных представлений детей о космосе, аэрокосмической инженерии, астрономии.                                                                                                    
- Повышение  интереса детей к научно-техническому творчеству и астрономии, развитие любознательности.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Воспитание уважительного отношения детей к профессиям, связанным с авиа -, ракетно-космическим строением.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта
I Этап Предварительный
- Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста;
- Провести анкетирование родителей по теме проекта;
- Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
- Подобрать стихи, загадки, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
- Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
- Разработка плана работы по реализации проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию.
II Этап Основной
1.Мероприятия с детьми:
Беседы:
1. Беседа «Этот загадочный космос».
Цель: Закрепить у детей понятия «космос», «Солнечная система»; продолжать формировать представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах; обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Са­турн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система; объяснить происхождение слов «астрономия», «ас­тронавт», «астероид», «астроном», «астролет».
2. Беседа «К.Э. Циолковский. Мечты о космосе».
Цель: сформировать первоначальные представления о знаменитом ученом-изобретателе, значении его работ для космонавтики; расширять и обогащать словарь по теме: «реактивный двигатель», «космонавтика», «многоступенчатая ракета».
3. Беседа «С.П. Королев – главный конструктор».
Цель: сформировать первоначальные представления у детей о ракетостроении, о профессии инженер, конструктор; о важности профессий инженера, конструктора в современном мире.
4. Беседа «Первые в космосе»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
5. Беседа «Зачем люди летают в космос?»
Цель: Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; воспитывать интерес к природе, к происходящему в мире.
Чтение художественной литературы:
- В. Мороз «Расскажите детям о космосе»;
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»;
- О. Сыроватина «Сказки про космос»;
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Стихотворения о космосе:
- Л. Вышеславский «108 минут», «День космонавтики»;
- И. Левченко «Улыбка Гагарина»;
- А. Хайт «Ты ухватишься за звёзды»;
- Ю. Синицын «Космос», «Созвездия»;
- О. Ахметова «Грусть кота»
- загадки о космосе.
Цель: уточнить и расширить представления детей о космосе, знакомить детей с литературой о космосе, вызвать познавательный интерес к космосу, развивать диалогическую речь. Помочь осмыслить содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Просмотр мультимедийных презентаций: «Космос»; «Путешествие в музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского». (рис. 1)

  рис. 1

Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры: «Космодром. Готовимся к полёту в космос» (рис.2), «Конструкторы ракет».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

  рис. 2

- Дидактические игры: «Какие предметы пригодятся нам в космосе», «Расставь планеты по порядку».
- Речевые игры: «Один – много», «Какое слово отличается от других», «Найди слово, не связанное с космосом», «Придумай новые слова о Космосе».
- Подвижные игры: «Мы летим, летим в ракете…», «Где-то в космосе летит голубой метеорит», «Найди свое место в космическом корабле», «Солнце светит раз…».
- Настольно-печатные игры: пазлы «Космические аппараты», «Космос», «Неизвестные планеты», «Путешествие в космос», «Проведи космонавта к ракете», «Помоги ракете добраться до Земли» и др.
Конструирование: «Космические корабли» (конструкторы «Лего‑Дупло», «Лего‑Дакта»). Плоскостное моделирование «Космическая станция – дом космонавтов».
Цель: Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; формировать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек; развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.
Рисование: коллективная работа «Создание вселенной». (рис. 3)
Цель: обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания; развивать чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги; воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

  рис. 3

Рисование: «Ракета». (рис. 4)
Цель: закрепить знания о космосе; умение рисовать цветными карандашами, тонировать лист; учить рисовать ракету, используя геометрические фигуры; продолжать создавать композицию в рисовании, желание отразить свои впечатления в рисунке; воспитать чуткость к восприятию красоты окружающего мира.

  рис. 4

Лепка с использованием метода «Пластилинография»: «Ракета». (рис.5, 6)
Цель: Формировать умение детей выполнять работу в технике пластилинография. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина, развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

 рис. 5  

 рис. 6

Аппликация: «Ракета». (рис. 7)
Цель: Закрепить представления детей о космосе, умения и навыки работы с бумагой. Продолжать учить детей правилам безопасности при работе с ножницами. Продолжать учить гармонично размещать детали на листе бумаги, дополнять рисунок другими элементами (планеты, звезды). Закреплять умение вырезать ножницами по контуру. Упражнять в аккуратном и правильном наклеивании деталей.

 рис. 7

Наблюдения: «Наблюдение за звездным небом», «Наблюдение за луной».
Цель: уточнить представления о космосе, Вселенной; развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно-познавательную задачу и ус­танавливать причинно-следственные связи; развивать стремление к познанию нового.
Экологический досуг «Земля – наш дом родной»:
Цель:  подвести детей к пониманию того, что планета Зем­ля - наш общий дом; на наглядных примерах показать, что планета Зем­ля нуждается в защите, бережном отношении; объяснить, что жестокость и равнодушие к природе могут привести к ее гибели; вызвать желание посильным участием внести свой вклад на благо защиты природы. (Итоговая работа: рисование с элементами аппликации «Планета Земля». (рис. 8))

 рис. 8

2. Мероприятия с педагогами:
- Подбор демонстрационного и раздаточного материала по теме проекта;
- Создание  мультимедийных презентаций «Космос» и «Путешествие в музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского»;
- Изготовление пособий и атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- Разработка сценария и проведение развлечения с детьми «Будем космонавтами».
3. Работа с родителями:
- Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
- Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
- Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
- Поиск вместе с детьми  информации на тему: «Основатели космоса».
- Консультация для родителей «Что рассказать детям о космосе».
Рекомендации для родителей:
- Просмотр с детьми мультфильмов: «Тайна красной планеты», «Загадочная планета».
- Чтение с детьми произведения: Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
- Провести наблюдения вместе с детьми за звездным небом и луной.
- Выставка детских работ. (рис. 9, 10)

 рис.9 

  рис. 10

III Этап Итоговый
- Подведение итогов по выполнению проекта.
- Проведение викторины «Знатоки космоса» (рис. 11).

 рис. 11

- Итоговое мероприятие:  развлечения с детьми «Будем космонавтами» (рис. 12, 13).

 рис. 12

  рис. 13

- Продукт проекта:
Пополнение РППС группы атрибутами для сюжетно-ролевых игр, литературными произведениями, музыкальными произведениями,
видеоматериалами для совместного просмотра с детьми, энциклопедиями, иллюстрациями, плакатами, дидактическими играми по теме проекта.
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появляется  интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Список литературы:

1.                Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013.
2.                Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М.: Лист, 1999.
3.                Международный научный журнал «Юный ученый» № 3 (12) г. Казань, ООО «Издательство Молодой ученый», 2017.
4.                Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
5.                Скоролупова О.А. Покорение космоса. - 2-е изд. - М.: «Издательство Скриптории 2003», 2010.
6.                Тятюшкина Н. Н., Ермак О. А. Тропинками Вселенной: методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знании у старших дошкольников. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
7.                Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128с.
8.                Интернет – ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/04/07/ekskursiya-po-ekspozitsii-muzeya-k-e-tsiolkovskogo-dlya
- https://www.youtube.com/watch?v=Ir1Z4mpzifQ
- https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-znatoki-kosmosa.html
2022