НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Попова О.В., Павлушина В.В. Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется».
К.Д. Ушинский

Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью обогащения воспитательного опыта родителей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Не один из вопросов развития и воспитания детей не может быть решён ДОУ без сотрудничества с семьёй. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Детский сад-первый несемейный социальный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где формируется их педагогическая культура. [1]

Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остаётся актуальной и значимой, так как участие родителей в жизни своих детей помогает им во многом разобраться. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличия мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действии ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом детского сада. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, в течении года мы проводили родительские собрания и тематические встречи, которые заканчивались совместным чаепитием: «Роль семьи в воспитании детей»; «Здоровьесбережение как залог успешности ребёнка в социуме».

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье. [2]

В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Совместно с родителями и детьми провели гимнастику.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными наблюдателями. С этой целью мы используем разнообразные формы работы с ними.

Формы работы с родителями подразделяются на

•коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;

•традиционные и нетрадиционные.

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Здравствуй, осень золотая!», «В гостях у сказки», «Зимушка – зима», стало стимулом развития чувства прекрасного у наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикуем награждение участников выставок. Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность также сближает родителей и детей, подталкивает к взаимопониманию и доверию, делает их партнерами.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: папки – передвижки, брошюры, буклеты, информационные стенды. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч, где царит атмосфера взаимоуважения.

В нашем ДОУ проводятся мероприятия:

· родительские собрания (групповые, общие);

· индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми;

· индивидуальная работа педагогов с родителями;

· совместные групповые и общие праздники, спортивные соревнования, конкурсы.

Взаимодействуя между собой, родители стали понимать, что сотрудничество и партнёрские отношения детского сада с семьёй имеют большое значение. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые друг друга “объединения”, необходимые для правильного личностного и социального развития дошкольника. Необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.

Родители - активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Деятельность детского сада и каждого сотрудника направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей.

Таким образом, можно сказать, что сотрудничество и взаимодействие двух социальных институтов – родительской общественности и детского сада играют большую роль в успешной социализации ребёнка в современном мире.

Библиографический список1. Гребенников И. В., Основы семейной жизни. – М., 1991.

2. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: методическое пособие / под ред. С.О. Филипповой. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 416 с.
2022