НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Воронина-Горбачёва Н.А. Психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению

Библиографическое описание:
Воронина-Горбачёва Н.А. Психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

При этом следует учитывать, что при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений ЗПР в дошкольном возрасте. Поэтому важное место в структуре коррекционно-педагогического процесса занимает диагностика. Только на основе глубокого всестороннего обследования каждого ребенка возможно построение индивидуально дифференцированных коррекционных программ.

У дошкольников с ЗПР нет грубого поражения мозга, последствия раннего органического поражения ЦНС имеют минимальный характер. В структуре дефекта на первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, смещаются сроки и изменяются темпы формирования психологических возрастов. Воспитание и обучение детей с ЗПР в условиях специализированного дошкольного учреждения должно быть формирующим и строиться по принципу «замещающего онтогенеза».

Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.

Психолого-педагогические исследования детей с ЗПР позволяют выявить своеобразие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, определить в какой степени это оказывает влияние на формирование интеллектуальной и эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению.

Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Яссман позволяет сделать вывод о том, что дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. У всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи с чем дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту.

Дети с ЗПР не готовы к началу школьного обучения по объёму знаний и навыков. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы - у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность.

У.В. Ульенкова выявила принципиальные различия в выполнении заданий по образцу и по вербальной инструкции между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ЗПР. У детей с ЗПР была выявлена низкая способность к обучению (по сравнению с нормой), отсутствие познавательного интереса к занятиям, саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности, а ещё отсутствуют такие важные показатели готовности к обучению как: сформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности; достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания; речевая саморегуляция.

Также были разработаны специальные диагностические критерии готовности к обучению детей с ЗПР и определены структурные компоненты учебной деятельности: ориентировочно-мотивационные, операционные, регуляторные. На основании этих параметров Ульенковой У.В. была предложена уровневая оценка сформированности общей способности к учению детей с ЗПР. Из неё следует, что психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования (второй и третий уровни), т.к. деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено.

Важное значение для обучения детей с ЗПР имеет их готовность к усвоению счета. Для этого, прежде всего, важно научить детей выполнять различные классификации и группировки предметов по существенным признакам, активизировать мыслительные операции, развитие пространственных представлений. Показателем готовности детей с ЗПР к обучению письму является развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, активной функции внимания и зрительной памяти.

Рекомендации для родителей и дефектологов по подготовке детей с ЗПР к школе

Для подготовки к школе ребенка с диагнозом ЗПР родителям можно рекомендовать:

- Всесторонне развивать ребенка: развивать любознательности, мыслительные операции. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств – организацию предметно-практической деятельности.

- Интересоваться делами и учёбой своих детей: спрашивать у самих ребят, у учителей, воспитателей об их успехах.

- Помогать расширять кругозор своих детей: читать с ними книги с последующим обсуждением, говорить о событиях в мире, о новостях в своём городе.

- Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторить несколько раз (скажите вслух, запишите на бумаге и пусть читает).

- Проявлять педагогический такт в беседе с ребёнком.

- Не заставлять долго заниматься чем-нибудь одним - ребёнок быстро утомляется, лучше чередовать занятия.

Для подготовки к школе ребенка с диагнозом ЗПР дефектологам можно рекомендовать:

1. Построение коррекционно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР;

2. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

3. Наполнение дефектологического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками.

4. Организация взаимодействия с семьей:

- активное вовлечение семьи в работу специального дошкольного учреждения;

- консультирование родителей по проблемам развития их детей;

- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи;

- организация обратной связи родителей с детским учреждением.

Литература

1. Бабкина Н. В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР// Воспитание и обучение. 2007. № 5. С. 62-66.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М., 2002.

3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М., 1993.

4. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: «Педагогика», 1971.

5. Дети с ЗПР / Под ред. Власовой, Лубовского, Ципиной. – М.: Педагогика, 1984.

6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

7. Марковская И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР / И.Ф. Марковская. – М., 1993.

8. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов. - Издательство: Владос, 2002.

9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: «Academia», 2001.

10. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ / Под ред. Неретиной Т. Г. – М., 2006.

11. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.

12. Фуреева Е.П. Проблема речевой готовности к школьному обучению детей с ЗПР // Школьный логопед. 2007. №5. С. 45-48.

13. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Кн.1. – М., 2003.

14. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Кн.2. – М., 2004.
2023