Актуальные вопросы дошкольного образования

Савкина Д.А. Роль игры-экспериментирования с водой для детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

Библиографическое описание:
Савкина Д.А. Роль игры-экспериментирования с водой для детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком.

Игры - эксперименты не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Во время игры-экспериментирования у детей идет интенсивное развитие речи, так как игры направлены на познание, через ощущения. Ребенок, исследуя предмет, познает мир. Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. В целом эксперименты не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но и дают положительные эмоции.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

1.Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).

2.Дерево – ложка, мисочка и др. (по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).

3.Пластмасса – любые предметы или игрушки.

4.Резина.

5.Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.

6.Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

7.Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Игры со звуками

«Послушаем плеск воды»

Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обра щайте на них внимание ребёнка - прислушивайтесь вместе с ним, как о воду ударяются разные предметы. Стук ложечки о стенки чашки, когда раз мешиваете чай. И к тишине.

«Побурлим»

Извлекайте разнообразные звуки из стаканчика с водой с помощью трубочки. Бурлить в воду с разной длительностью.

«Найди такой же предмет»

Предложите ребёнку найти в воде одинаковые предметы, выловить их, предложить рассказать, что это за предмет. Можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество предметов можно увеличивать постепенно.

В процессе работы малыши учатся наблюдать, активно воспринимают окружающие предметы, правильно называют свойства и качество предметов.

Освоение новых понятий и слов происходит через приём обследования предметов (тактильное чувство) и возможность сравнивать предметы по признакам, например, камень твёрдый, не мнётся, стучит; пластилин мнётся, он мягкий.

Таким образом, в ходе эксперимента с водой мы не просто знакомим детей с окружающим миром, а ставим чисто речевые задачи, дети:

- узнают, различают и называют предметы рукотворного мира, их свойства и качества (дерево, бумага, металл);

- знают природные материалы (песок, вода, снег, лед), их свойства и качества;

- слушают и понимают речь воспитателя, отвечать на вопросы в процессе игр;

- используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения;

- проявляют самостоятельность и инициативу;

-расширяют словарный запас

Эксперимент с водой расширяет в сознании детей смысловое содержание слова и помогает им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Литература

1. Рыжова Н.В. Волшебница вода // Журнал «Дошкольное образование». № 11, 2004.

2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир. - М.: Творческий центр, 2010.

3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987.
2023-10-24 13:02 2023