Савкина Д.А. Роль игры-экспериментирования с водой для детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
Библиографическое описание: Савкина Д.А. Роль игры-экспериментирования с водой для детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком.
Игры - эксперименты не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Во время игры-экспериментирования у детей идет интенсивное развитие речи, так как игры направлены на познание, через ощущения. Ребенок, исследуя предмет, познает мир. Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. В целом эксперименты не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но и дают положительные эмоции.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
1.Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
2.Дерево – ложка, мисочка и др. (по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
3.Пластмасса – любые предметы или игрушки.
4.Резина.
5.Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
6.Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
7.Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.
Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.
Игры со звуками
«Послушаем плеск воды»
Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обра щайте на них внимание ребёнка - прислушивайтесь вместе с ним, как о воду ударяются разные предметы. Стук ложечки о стенки чашки, когда раз мешиваете чай. И к тишине.
«Побурлим»
Извлекайте разнообразные звуки из стаканчика с водой с помощью трубочки. Бурлить в воду с разной длительностью.
«Найди такой же предмет»
Предложите ребёнку найти в воде одинаковые предметы, выловить их, предложить рассказать, что это за предмет. Можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество предметов можно увеличивать постепенно.
В процессе работы малыши учатся наблюдать, активно воспринимают окружающие предметы, правильно называют свойства и качество предметов.
Освоение новых понятий и слов происходит через приём обследования предметов (тактильное чувство) и возможность сравнивать предметы по признакам, например, камень твёрдый, не мнётся, стучит; пластилин мнётся, он мягкий.
Таким образом, в ходе эксперимента с водой мы не просто знакомим детей с окружающим миром, а ставим чисто речевые задачи, дети:
- узнают, различают и называют предметы рукотворного мира, их свойства и качества (дерево, бумага, металл);
- знают природные материалы (песок, вода, снег, лед), их свойства и качества;
- слушают и понимают речь воспитателя, отвечать на вопросы в процессе игр;
- используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения;
- проявляют самостоятельность и инициативу;
-расширяют словарный запас
Эксперимент с водой расширяет в сознании детей смысловое содержание слова и помогает им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Литература
1. Рыжова Н.В. Волшебница вода // Журнал «Дошкольное образование». № 11, 2004.
2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир. - М.: Творческий центр, 2010.
3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987.