Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Гришина В.А. Формирование детской инициативы к деятельности. Коррекционно-развивающее занятие с детьми средней группы «Как Иванушка Змея Горыныча одолел»

Библиографическое описание:

Гришина В.А. Формирование детской инициативы к деятельности. Коррекционно-развивающее занятие с детьми средней группы «Как Иванушка Змея Горыныча одолел» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Оборудование: лист, мольберт, картинки «Царь», «Старший брат», «Средний брат», «Иванушка», «Баба-Яга», «Змей Горыныч», карточки с заданием для детей.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Были у царя три сына. Старший умный. Средний сильный. А младший Иванушка ни так, ни сяк. Ленивый и глупый.

В те времена повадился на царевы земли Змей Горыныч летать, людей пугать и добро воровать. Страшный, злой, жадный. Сам ничего делать не хотел, а до чужого хваток.

Стал царь думу думать. Что делать? Старший сын и говорит Царю:

-Пусти меня батюшка к Змею Горынычу. Я умный. Умом его одолею. Согласился Царь. Сел Старший сын на коня и отправился в дорогу. День проходит, второй, на третий день возвращается Старший сын ни с чем.

-Не одолел я Змея Горыныча. Я умный, а Змей Горыныч умнее. У меня одна голова, а у него три.

Снова Царь закручинился. Что делать? Как одолеть Змея Горыныча? Средний сын ему говорит:

- Пусти меня батюшка к Змею Горынычу. Я сильный. Силой его одолею.

Согласился Царь. Сел Средний брат на коня и отправился в дорогу. День проходит, второй, на третий день возвращается Средний сын ни с чем.

-Не одолел я Змея Горыныча. Я сильный, а Змей Горыныч сильнее. Я могучий, а Змей ещё больше.

Снова Царь задумался. Что делать? Как одолеть Змея Горыныча? Остался только младший сын.

- Сходи, Иванушка, попробуй и ты одолеть Змея. Старший брат ходил, Средний ходил. Осталось и тебе себя испытать.

Ленивый был Иванушка, но добрый.

-Хорошо. Пойду я к Змею Горынычу.

Сел Иванушка на коня и отправился в дорогу. А по дороге думает. «Старший брат умный. Книжки читает, многое знает. А Змея не одолел. Средний брат сильный, всех в Царстве победить может. А Змея Горыныча не победил. Силой и Умом Змея не возьмёшь. Тут смекалка нужна. А где её взять?» Думал, думал и придумал у Бабы Яги попросить смекалку. Она хитрая, у неё смекалка должна быть.

Отправился Иванушка в лес дремучий. Скакал весь день. В начале по дороге широкой, потом по узкой. А дальше и узкая дорожка закончилась. Вдруг видит перед ним поляна, а на поляне стоит избушка на курьих ножках, к лесу передом к Ивану задом. Слез Иванушка с коня. Подошёл к избушке и говорит:

- А ну Изба! Повернись ко мне передом, а к лесу задом!

Изба не пошевелилась.

- Изба. Пожалуйста, будь добра. Повернись ко мне передом.

Изба повернулась. Из избы вышла Баба Яга костяная нога.

- Это кто такой вежливый? Избу поворотил, Бабушку Ягу разбудил?

- Я Иван! Младший царский сын. Повадился на земли батюшкины Змей Горыныч летать, людей пугать и добро отбирать. Старший брат его умом не одолел, средний силой не одолел. Теперь моя очередь ехать к Змею. мне смекалка нужна. Ты хитрая и смекалистая. У тебя есть. Поделись.

- Ишь, какой быстрый! Отгадай мои загадки. Справишься и я тебе дам чего просишь. Вот тебе загадка.

Слушает Иванушка загадки, а отгадок то он не знает. Книжки не читал, батюшку и братьев не слушал. Только лежал и ел.

Педагог-психолог: Ребята, поможем Иванушке? (Да)

1.Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою спасти.

А помог ему клубок.

Звали парня…

Дети: Иванушка.

Сказка «Царевна Лягушка»

2.Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали…

Дети: Колобок.

3.Все узнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыса дорога.

А зовут её…

Дети: Шапокляк

Баба Яга: Справились с заданием. Подсказали.

Иванушка: Спасибо ребята. Справился я с твоим заданием. Поделись, пожалуйста, смекалкой бабушка.

Баба Яга: А она у тебя и так есть. Тебе только поверить в себя надо.

Обрадовался Иванушка. Вскочил на коня и отправился к Змею Горынычу.

Скакал, скакал. Уже солнце село. Ночь наступила. Только на утро Иванушка прибыл к пещере каменной, где Змей жил.

- Чую русским духом пахнет! Кто смел ко мне явиться?- зарычал Змей Горыныч.

- Я младший царский сын! Выходи Змей на разговор! Зачем нападаешь на нашу землю, зачем народ пугаешь?- спрашивает смелый Иванушка.

- Был тут твой Старший умный брат и средний сильный брат. У них не получилось меня победить, а у тебя и подавно не получится! Ну раз приехал, то выполни три моих задания. Справишься - отстану от вас. А не справишься - сожгу всю землю твоего батюшки.

Первое задание:

Педагог-психолог: Ребята, а вы знаете, что делать? Покажем Змею Горынычу свою смекалку?

Дети: Да.

Педагог-психолог: Тогда вот и вам задание:

Лабиринт. Сидит у Кощея в темнице Василиса Прекрасная. Пройди лабиринт и её.

Справился ты с первым заданием Иванушка. –говорит Змей - Но есть ещё два. Вот тебе следующее.

Логические задачи Иван-царевич против Кощея Бессмертного.

Иван-царевич пришел к Кощею Бессмертному, чтобы вызволить Василису Прекрасную. Показал ему Кощей две двери в темницы, а на дверях написано: на первой — «Здесь сидит Василиса Прекрасная», на второй — «Темница три не пустая», — и сказал: «Отпущу с тобой Василису, если отгадаешь, за какой она дверью. А все надписи на дверях неверные».

Ответ: Василиса Прекрасная во второй темнице.- Справился ты со вторым заданием Иванушка – говорит Змей - Но есть ещё одно. Вот тебе следующее.

Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех? Раскрась.

- Справился я со всеми твоими заданиями. Слово дал оставить нас в покое, придётся выполнять! - сказал Иванушка.

-Делать нечего. Старший твой брат умный, средний брат сильный, а ты смелый и смекалистый. Больше не буду нападать на ваши земли, людей пугать, добро воровать - сказал Змей Горыныч и улетел.

С тех пор Змея Горыныча в Царстве не видели. А Иванушку стали называть смекалистым и смелым.

Рефлексия:

-Понравилась вам сказка?

- Каким Иванушка был в начале сказки? (Ленивым).

-А в конце сказки как его люди стали называть? (Смелым и смекалистым)

-Мне понравилось с вами заниматься. Отлично справились с задание. Я теперь знаю, что и вы смекалистые. И вы знайте.

А сейчас сказка наша закончилась, и занятие подошло к завершению. До новых встреч.
2023