Методическая разработка по правилам безопасного поведения на улице
Квест в переводе с английского – «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который рассказывает, какие преодолеть препятствия, чтобы достичь цели.
Если говорить о квесте как форме детского мероприятия это командная игра-приключение с определенным сюжетом. Идея игры проста – команды, перемещаясь по беседкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к следующему. Задача – преодолеть все препятствия и достичь цель, например, собрать дорожный знак и восстановить движение га улицах города.
При разработке квеста мы принимали в расчет, семь правил квеста для дошкольников:
· Все игры и задания должны быть безопасным, и ни при каких обстоятельствах не оскорблять и не унижать достоинство детей.
· Дошкольники должны четко представлять цель игры, которую им нужно достичь
· Испытания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей.
· Задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными, включать разные виды деятельности.
· Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, костюмов, инвентаря, музыкального сопровождения.
· Временные интервалы должны быть продуманы, чтобы сохранить интерес детей к заданию.
· Дети должны сами сделать окончательные выводы, ведущий только направляет их, «наталкивает» на правильное решение.
· Не оставлять детей без присмотра, игра проходит только в сопровождении взрослых.
Преимущества квеста
Главное преимущество квеста в том, что он ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, преимущества квеста – шквал положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящего приключения, полное погружение в атмосферу интересных заданий, призы и подарки.
С помощью такой игры мы смогли реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить полученные знания, отработать на практике умения детей. В процессе игры дошкольники научились взаимодействовать в коллективе сверстников, проявили самостоятельность, активность и инициативу, что также способствовало сплочению детского коллектива.
Таким образом, квест помог реализовать следующие задачи:
1) образовательные – дети усвоили новые знания и закрепили имеющиеся;
2) развивающие – в процессе игры у детей поднялся уровень образовательной мотивации, предлагаемые игры и задания способствовали развитию логики, мышления, творческих способностей, формированию исследовательских навыков;
3) воспитательные – формирование навыков взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи, способствовать развитию индивидуальных положительные качеств детей.
Игра-приключение – хороший способ, чтобы укрепить взаимоотношения в триаде дети – родители – педагоги и создать положительный имидж дошкольной образовательной организации.
Последовательность действий подготовки квеста:
• формирование команды помощников среди педагогов и родителей;
• определение темы и места проведения игры;
• составления сценария;
• формирование списка реквизита, декораций и других необходимых для проведения игры материалов;
• подборка музыкального сопровождение, игр.
В основе предлагаемого квеста литературный сюжет повести-сказки Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч»
Задачи квеста:
Образовательные: обобщить знания детей о безопасном поведении на улице, вспомнить основные правила дорожного движения, дорожные знаки и закрепить их в игровых ситуациях. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, разрешающие, запрещающие), предназначенные для водителей и пешеходов.
Развивающие: сблизить и организовать детский коллектив, дать детям возможность проверить свои силы; создать положительную атмосферу; развить уверенность в себе на дороге, наблюдательность, сообразительность, смекалку; развить физические качества – быстроту, ловкость, выносливость. Развивать коммуникативные навыки и связную речь, активизировать словарь по теме
Воспитательные: аоспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма; Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения;
Продолжительность квеста 60 минут.
Количество участников – две старшие и две подготовительные группы, общая численность примерно 100 детей.
Предварительная работа. Разучить с детьми стихи о ПДД, закрепить знания о дорожных знаках. Беседа и рассматривание иллюстраций о видах транспорта, разгадывание ребусов, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые и настольные игры по правилам дорожного движения, рассматривание иллюстраций дорожные знаки. Изготовление макетов улиц, территории детского сада. Оформление выставки детских рисунков и поделок о ПДД. Игра проходит в помещении и на улице. Определение территории, игровых пунктов-площадок с заданиями, подготовка соответствующего реквизита.
Материалы и оборудование: четыре дорожных знака, разрезанные каждый на 4 фрагмента; 16 коробочек от киндер-сюрпризов для хранения загадки; название улицы в каждой беседке; жезл регулировщика, знаки светофора, пешеходный переход из отдельных белых и черных полос, карта с маршрутом для каждой группы. Спортивное оборудование для проведения эстафет (кегли, самокаты, маски машин, кольца)
Музыкальное сопровождение: песня «Про уличное движение» муз. и сл. С.Г. Насауленко; «Мы правила движенья не будем нарушать» муз. и сл. О. Крайниковой; «Мы в автобусе сидим» (Е. Железнова); игровая музыка для конкурсов; Песня «Мы едем, едем, едем в далекие края»; Танец игра Суворовой «Паровозик».
Ведущий: музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Ход квеста
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. «Знакомство с героями»
Под восточную музыку в группу входит Хоттабыч
Хоттабыч: (делает пассы рукам) ЯАбдурахман ибн Хоттаб, но друзьям я позволяю называть себя просто – Хоттабыч. Если вы согласны со мной подружиться, то можете меня так и звать. Ой, куда же я попал? (оглядывается)
Я здесь ни разу не бывал.
Кто вы почтенные? (дети отвечают)
Воспитатель: Вы попали в детский сад, здесь очень много живет ребят, вместе они играют, гуляют, все интересное изобретают.
Хоттабыч: Да будем мир этому дому! О мудрейшие, из мудрейших, о главнейшие, из премудрёных, тогда вы точно сможете мне помочь. Я беду на город ваш нечаянно навел. Пока над вашим городом на своем ковре самолете летал, случайно какие железяки посбивал.
И вдруг слышу, звук тормозов, и там, и тут, шум детей и гам вокруг. Оказалось, железяки, очень важные для вас знаки. В пути они вам помогают и от беды на дороге спасают.
Ой, беда, беда, беда, ой стара моя голова. Нет прощения мне старику, возвращением в лампу себя накажу.
Воспитатель; Хоттабыч, не переживай, ребята тебе готовы помочь знаки найти и все правила на дороге рассказать, и обратно тебя проводить.
Хоттабыч: Правда, как я рад мои друзья, что сюда попал не зря. А за то вас я награжу и подарки принесу, в путь дорогу собирайтесь, но сперва, загадки отгадайте, куда вам надо попасть, чтоб части знаки отыскать, а на последнем этапе пути, знаки все соберите и мне все правила важные на дороге расскажите. Здесь ребята я вас подожду, и немного отдохну.
Хоттабыч предлагает воспитателю каждой группы выбрать пластиковый контейнер от киндера, в котором находится загадка, отгадав которую дети отправляются на разные испытания в беседках на улицу.
2. «Приключения начинаются»
Детям предлагается одеться и выйти на улицу вместе с воспитателем.
3. «Выход на улицу»
Наш путь начинается из детского сада. Чтобы двигаться вперед, срочно нужен переход. Командам нужно выложить пешеходный переход из чёрных и белых полосок картона. Далее каждая команда оправляется на свою улицу, в соответствии с отгаданной загадкой.
Загадки
1.Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? … («светофор», знакомство и повторения правил на пешеходном переходе).
2. Вот так чудо-чудеса.
Два подвижных колеса
Есть педали под ногами,
Есть седло на жёсткой раме,
Я педалями кручу
Еду я куда хочу!
(велосипед, правила дорожного движения для велосипедистов)
3. Странный дом мчит по дороге –
Круглые в резине ноги.
Пассажирами заполнен
И бензином бак наполнен… (Автобус)
Правильно, отправляйтесь в путь на автобусе, но на специальном автобусе, какой знак должен быть на автобусе, если в нём едут дети?
Дети: знак «Дети»
(правила поведения в транспорте и безопасного поведения при выходе из транспорта)
4. Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему -...регулировщик
(знакомство с основными сигналами регулировщика на неуправляемом перекрестке)
Полосатая указка,
Словно палочка из сказки.
Жезл
5. Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - …
Дорожный знак
(закрепление знаний детей о дорожных знаках, их значении. Знакомство с предупреждающими, информационными, запрещающими знаками)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Беседка первая «Знакомство с светофором»
Детей встречает педагог в костюме светофора (или ребенок школьник)
Я Светофор Светофорыч
Здравствуйте ребята!
Я вежливый и строгий.
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой –
Самый главный командир.
Проводится игра «Светофор»
(педагог поднимает поочередно флажки красного, желтого и зеленого цветов. Задача детям, при подъеме красного флага хлопать в ладоши, при желтом- подавать друг другу руки, при зеленом – браться за руки и шагать на месте)
Наши ребята идут в детский сад
Наши ребята очень спешат!
Хоть у вас терпенья нет,
Ведущий поднимает красный флажок.
Подождите – красный свет!
Дети хлопают в ладоши
Желтый свет засветил.
Подождите – нет пути!
Ведущий показывает желтый флажок
Желтый свет засветил
Дети подают друг другу руки.
Приготовьтесь в путь идти.
Дети берутся за руки
Свет зеленый впереди
Вот теперь переходи!
Ведущий показывает зеленый флажок. Дети топают ногами
ЗАПОМНИ!
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам. Переходи улицу только по пешеходному переходу и по зеленому сигналу светофора. Прежде, чем переходить проезжую часть посмотри сначала на лево, потом направо, убедись, что нет приближающегося транспорта.
Начинай движение, только в том случае, если ты уверен, что успеешь закончить переход по зеленому сигналу светофора.
Следующую загадку отгадайте и путь продолжайте.
Дети отыскивают в беседке пластиковый контейнер со следующей загадкой, спрятанной в траве (подсказка: какой нам цвет на дороге горит, и правильное движение указывает -зеленый цвет)
За правильное выполнение заданий в игре дети получают часть ¼ часть знака.
Беседка вторая «Правила безопасного поведения во время катания на велосипеде и самокате»
Педагог проводит с детьми викторину «Запрещается – разрешается»: Задача детей ответить на вопрос словами запрещается или разрешается:
- Кататься на велосипеде без шлема / запрещается;
- Кататься на велосипеде во дворе / разрешается;
- Кататься на велосипеде по проезжей части / запрещается;
- Вести велосипед за руль по пешеходному переходу / разрешается;
- Ездить, не держась за руль / запрещается;
- Переходя дорогу посмотреть сначала налево, затем направо / разрешается;
- Катать на багажнике друга / запрещается;
- Ехать на велосипеде и петь песню / запрещается;
- Переходить проезжую часть на красный сигнал светофора / запрещается;
- Кататься на велосипеде, где установлен знак белого цвета с красной каймой с изображением велосипеда внутри / запрещается;
- Кататься на велосипеде, где установлен знак синего цвета с изображением велосипеда внутри /разрешается;
- Уважать правила дорожного движения /разрешается.
Ведущий:
Эти правила надо знать,
Все их строго соблюдать,
И тогда велосипед
Не принесёт здоровью вред!
Испытание – на лучшего водителя велосипеда и самоката
«Автогородок». Представители от каждой команды проходят эстафету на площадке детского сада – фигурное вождение велосипеда по извилистой дорожке между кеглями.
Следующую загадку отгадайте и путь продолжайте.
Дети отыскивают в беседке пластиковый контейнер со следующей загадкой, спрятанной под пеньком (подсказка: какой формы у велосипеда колесо и знак - круглой).
За правильное выполнение заданий в игре дети получают часть ¼ часть знака.
Беседка третья «Знакомство с регулировщиком»
Детей встречает педагог (или школьник) в костюме регулировщика, рассказывает о назначении жезла, его роль на дороге. Если светофор сломан, то переходить улицу надо по сигналу регулировщика.
Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
1. Руки вытянуты в стороны или опущены (см. схема 1).
- со стороны левого и правого бока пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
- со стороны груди и спины движение пешеходов запрещено:
2. Правая рука вытянута вперед (см. схема 2).
- пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика
3. Рука поднята вверх (см. схема 3)
- движение пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, когда пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должные ее освободить, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные пешеходами
Потом предлагает поиграть в игру, чтобы определить главного регулировщика.
Игра «Передай Жезл»
Игроки выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся по кругу игроку слева под музыкальное сопровождение.
Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую руку, и передать другому участнику. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, выходит из круга. Кто остается показывает движения регулировщика.
Проводится спортивная разминка под музыку.
Либо эстафета «Пешеход» (участвует по 5-6 человек от каждой команды). Обежать все фишки, пройти по пешеходному переходу (доске) и бегом вернуться к своей команде, и передать (жезл) эстафету следующему участнику.
Игра «Что делать, если светофор сломался!» Игра проводится на круговой площадке. После игры детям предлагается отыскать сведущую загадку. Подсказка: что жезл вам напоминает-ветку, палку. Загадка спрятана на ветке дерева.
За правильное выполнение заданий в игре дети получают часть ¼ часть знака.
Беседка четвертая
Ведущий спрашивает детей о значении знака на его беседке. Дети дают объяснение знаков «Знак места остановки автобуса и (или) троллейбуса».
Музыкальная игра «Мы в автобусе сидим» (Е. Железновой)
Игра «Как вести себя при выходе из транспорта»
ЗАПОМНИ!
Переходить проезжую часть можно только после того, как автобус отъедет от остановки на достаточное расстояние и только по пешеходному переходу.
Ведущий: Ребята, давайте пока мы ждём автобус, вспомним, какие правила проезда в общественном транспорте вы знаете? (называют правила). Затем звучит музыка для физкультминутки «Мы едем, едем, едем в далёкие край».
Следующую загадку отгадайте и путь продолжайте.
Дети отыскивают в беседке пластиковый контейнер со следующей загадкой, спрятанной в игрушечном автобусе, трамвае (подсказка: о каком правиле мы говорили).
За правильное выполнение заданий в игре дети получают часть ¼ часть знака.
Беседка пятая «Дорожные знаки на улицах города»
Детей в беседке встречает Хоттабыч, предлагается собрать из кусков свой знак, рассказать о нем.
Хоттабыч: Какие вы ребята молодцы, вай, вай, вай, о мудрейшие из мудрейших, о умнейшие их умнейших.
Ведущий: А теперь ребята хотя тебе Хоттабыч еще рассказать, какие правил на дороге надо соблюдать. Ты тоже слушай вопрос и отвечай, а ребята тебе будут подсказывать.
Игра «Можно – нельзя»
Необходимо продолжить мысль словами «можно», «нельзя»:
Бегать по проезжей части ….. нельзя.
Переходить дорогу на зеленый свет светофора …можно.
Обходить трамвай сзади … нельзя.
Перевозить взрослых пассажиров на велосипеде… нельзя.
Отвлекать водителя во время движения…. нельзя.
Переходить дорогу по пешеходному переходу… можно.
Ездить на подножках трамвая …. нельзя.
Конкурс «Скажи правильно»
Детям предлагается определить, какие утверждения правдивые, а какие ложные.
Нам красный горит, значит надо стоять
И транспорт спокойно вперед пропускать
(правильно)
У самой дороги играть веселее
Мы с мячиком с ней поспешим поскорее
(неправильно: у дороги играть нельзя)
Зеленый сигнал приглашает вперед-
Внимательно путь начинай, пешеход
(правильно)
Но если совсем надоело нам ждать,
На красный сигнал можно перебежать
(неправильно: на красный пересекать дорогу нельзя ни в коем случае)
Трамвай мы обходим с любой стороны,
И правила нам тут совсем не нужны!
(неправильно: трамвай можно обходить только спереди)
Если машина включила сирену,
Ее все должны пропускать непременно
(правильно)
А есть и наземный, он в небе летает,
Большую дорогу пройти помогает
(неправильно: наземный переход не летает, его опоры прочно стоят на земле)
Следует правильно нам не забыть:
Троллейбус мы сзади должны обходить!
(правильно)
Мы под колеса не будем бежать,
Правила будем мы соблюдать
(правильно)
Чтение и показ знаков детьми начальной школы стихотворений о других предупреждающих, информационных, предписывающих и запрещающих дорожных знаках
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Хоттабыч: Все ребята молодцы, постарались от души. Знаки правильно собрали и все правила сказали. Спасибо вам за помощь от меня, отныне вы мои самые лучшие друзья.
Ну, что сказать, друзья, вам всем на прощанье?
Чем наградить вас за вниманье и старанье?
До свиданья, друзья, до свиданья,
До новой встречи, вспоминайте меня
Подарок детям от Хоттабыча сюрприз (светоотражающие значки для ребят). Исполняется песня «Про уличное движение» муз. и сл. С.Г. Насауленко или «Мы правила движенья не будем нарушать» муз. и сл. О. Крайниковой
Библиографический список:
1. Машанцева Е.Д. Детские забавы. - М.: Просвещние, 1991.
2. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. М.,1995.