Исследовательская и проектная деятельность

Лысуневская Н. В. Педагогический проект «Все профессии важны»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf

Аннотация

Часто в современном мире, ребенку трудно воспринимать какое огромное количество профессий существует вокруг. Сколько труда люди вкладывают в привычные для нас вещи, для создания условий жизни. А ведь именно в детстве у ребенка закладываются человеческие ценности, происходит становление личности. В этот период формируется позитивное отношение к себе и окружающим людям.
В процессе обучения выяснилось, что дети мало задумываются о многообразии профессий, а также не имеют достаточно достоверной информации о деятельности людей, связанной с той или иной профессиональной деятельностью.
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса и их родители, учителя и сотрудники школы.
Цель проекта: познакомить детей с разными видами профессий работников школы, расширить знания учащихся о профессиях и людях труда.
Задачи:
1) Узнать о профессиональных обязанностях сотрудников школы.
2) Учиться работать с информацией.
3) Воспитывать уважение к людям труда.
Срок реализации: 2 недели.
Ожидаемые результаты: сформировать у детей достоверные представления о профессиях через различные виды деятельности. Развитие познавательного интереса к деятельности людей разных профессий.
Для реализации проекта был составлен план работы. Он включает в себя 5 этапов.
Этап проекта
Участники
Мероприятие
Результат
Подготовительный
Учитель
Учащиеся
Формирование групп по интересам.
Уточнение и конкретизация задач.
Составление плана работы.
Тема: «Все профессии важны» Задачи:
1)Познакомиться с профессиями работников школы.
2)Узнать об обязанностях и личных качествах сотрудников школы.
3) Создать 5 рабочих групп по интересам Распределить обязанности в группе при работе над проектом.
Планирование
Учитель
Учащиеся
Родители
Поиск информации.
Подготовка к интервью.
Работа в группе.
Подготовка презентации выступления группы.
Изучение информации по теме проекта.
Подбор вопросов для интервью с работниками школы. Приложение 1.

Осуществление проекта
Учащиеся
Учитель
Работники школы
Родители
Интервью.
Подготовка продукта проекта.
Проводят интервью.
Оказывают посильную помощь работникам школы в соответствии с выбором группы.
Приложение 1.
Защита проекта
Учитель
Учащиеся

Выбор вида и формы защиты проекта.
Демонстрация результата деятельности.
Конкурс рисунков.
Демонстрируют результат работы.
Рефлексия
Учитель
Учащиеся
Анализ выполнения проекта.
Самоанализ.
Самооценка.
Осуществляют анализ и самоанализ выполненной работы.
Приложение 2.

Ход урока

Учащиеся распределяются по группам. На партах карточки с условными обозначениями профессий (Поварской колпак, книга, камера видеонаблюдения, шприц, указка и учебник).

Вступительная беседа

- Прочитайте пословицы:
Землю солнце красит, а человека – труд.
Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
- Объясните, как понимаете. Что общего между этими пословицами?

Актуализация знаний

- Попробуйте по лексическому значению слова определить, о чем идет речь.
Основное занятие человека, его трудовая деятельность, которой он занимается на протяжении всей жизни - … профессия.
- Подберите синонимы к слову профессия (труд, занятие, деятельность, работа, дело и т.д.).
- Можно ли точно сказать, сколько профессий существует на свете?
Вы правы. Профессий великое множество. И каждая из них важна и нужна. Люди, имеющие одну профессию, могут находиться в разных уголках земного шара, но они заняты одним делом. А значит у них схожие интересы и образ жизни. Существует более узкое понятие «специальность».
- Подумайте, что оно означает?
- У вас на столах находятся словари и энциклопедии (толковый словарь, словарь С.И. Ожегова, БСЭ, энциклопедия «Все обо всем») Они все разные. Найдите в них определение слова «специальность».
Специальность – отдельная отрасль науки, техники, искусства / тоже, что и профессия.
- Заполните таблицу на доске, используя карточки со словами. Приведите свои примеры.
Профессия
Специальность
Учитель
Учитель музыки
Учитель физкультуры
Учитель математики
Врач
Хирург
Терапевт
Окулист
Невролог
Артист
Театральный актер
Певец
Музыкант
Киноактер

Работа по теме урока

- Для проведения работы, вы разделились на группы по интересам и получили задание взять интервью у сотрудников нашей школы. Попробуйте сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока.
Тема: «Все профессии важны»
Задачи:
1) Познакомиться с профессиями работников школы.
2) Узнать об обязанностях и личных качествах сотрудников школы.
3) Рассказать одноклассникам о результатах своей работы.
- Назовите профессии работников нашей школы.
- Отгадайте загадку и узнаете, какая группа будет выступать первая.
Учащиеся разгадывают загадки. Осуществляют защиту проекта по плану:
1) Презентация проекта.
2)Демонстрация продукта проекта (стенгазета, агитбригада, рисунки, организация подвижных игр, книжка-раскладушка).
Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь — как лечиться, знает... (врач)
Он учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать.... (учитель)
В школу вы пройти хотите?
Значит, пропуск предъявите.
Нет его? Какой тут спор?
На посту стоит…(вахтер)
В столовой их найду я – эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют с поварешками в руках…(повар)
В книжном море он бескрайнем настоящий капитан
Отыскать любую книжку помогает быстро нам...(библиотекарь)

Приложение 1

Специалист
 Вопросы для интервью
Какую работу провели. Продукт проекта.
Школьный врач
-Долго ли Вы учились, чтобы получить эту профессию?
-Какое количество учащихся обращаются к Вам за помощью в течение дня?
-Какие самые распространенные заболевания у учащихся нашей школы?
Приготовили выступление агитбригады для первоклассников «ЗОЖ»
Стенгазета «Будь здоров!»
Учитель
-Сколько лет Вы работаете в школе?
-Что для Вас главное в профессии?
-Опишите веселый случай из школьной жизни.

Конкурс рисунков «Наши любимые учителя»
Организация подвижных игр на перемене.
Сотрудник охраны школы/вахтер
-Нравится ли вам ваша профессия?
-Часто ли в школе происходят случаи нарушения порядка?
-Бывали ли случаи, когда Вам приходилось нажимать тревожную кнопку?
-Какой совет по безопасности можете дать школьникам?
Помощь дежурному учителю с малышами в раздевалке.
Дежурство по школе.
Книжка-раскладушка «Поведение в школе»
Работник столовой
-В котором часу вы приходите на работу, чтобы приготовить завтрак для учащихся?
-Сколько стаканов, тарелок, вилок и ложек Вам приходится мыть за один день?
-Сколько теста надо замесить, чтобы испечь то количество выпечки, которое учащиеся нашей школы съедают за день?
Помощь в раздаче вилок и ложек.
Уборка со столов.
Библиотекарь
-Нравится ли Вам Ваша профессия?
-Какое количество формуляров Вам приходится заполнять за один день? За неделю?
-Назовите самый читающий класс в нашей школе.
-Ваша самая любимая книга, которую Вы прочитали в детстве.
Рейд «Скорая помощь для книжки».
Сбор книг для библиотеки.

- Молодцы! Замечательно поработали и много полезного сделали во время работы над проектом. Теперь вы знаете, какие увлеченные люди работают в нашей школе. И каждый день они стремятся сделать все, для того чтобы вам было интересно, безопасно, комфортно и вкусно. Давайте, выразим слова благодарности работникам нашей школы за их труд.
Работа в тетради
Рефлексия
- Составьте синквейн на тему «Профессии». (Учащиеся выполняют работу в своих группах, озвучивают результат).
- Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь в работе над проектом?
-Заполните таблицу самооценки.

Приложение 2

Ф.И. проектанта______________________________________________

Название проекта
Для чего я работал над проектом?

Мои обязанности по проекту
Как я оцениваю свою работу над проектом
Благодарность за помощь и сотрудничество
Итоги работы над проектом

Подведение итогов

- Как вы думаете, можно ли назвать самую главную профессию?
Верно. Любая профессия в почете. Каждая по-своему важна! Кто-то из вас уже задумался о выборе будущей профессии, а кто-то возможно еще нет. Пройдет немало лет, прежде чем вы сделаете свой выбор. А сейчас ваш главный труд – это учеба. Овладевайте знаниями, стремитесь узнавать новое, будьте любознательными!
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
- Благодарю вас за работу на уроке.

Библиографический список:

1)       Агеева И.Д. 500 загадок – складок для детей [Текст] / И.Д.Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2013
2)       Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов [Текст] / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб. И доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с.
3)       Я – златоустовец. 4 класс: рабочая тетрадь [Текст] / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2021г. – 50с.: ил.
2022