НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Антонова Е.А., Митрофанова Т.А. Познавательно-исследовательский проект «Батарейка» для детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Актуальность проекта
Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах — наиболее значимые потенциальные источники кадмия. Большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки, как поставщики ртути и лития в природную среду, кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться.
Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно.
Проблема
Мы побеседовали с детьми о том, что они знают о батарейках. Оказалось, каждый из них видел приборы, работающие на батарейках: видел часы в доме, сотовый телефон, компьютер, играл в электронные игрушки. Но не задумывались раньше о том, куда попадают использованные батарейки. Посмотрев мультфильм «Фиксики. Батарейки», дети поняли, что использованные элементы питания могут быть очень опасны для человека и окружающей среды.
Когда провели опрос среди родителей, куда они утилизируют отработанные батарейки, узнали, что очень многие выбрасывают их в мусорное ведро, потому что не знают, где в городе находятся пункты для сбора отработанных батареек.
Цель проекта
Формирование экологической сознательности и устойчивого экологического поведения старших дошкольников по отношению к окружающему миру.
Задачи приоритетной образовательной области
Познавательное развитие:
·          развивать познавательные способности с помощью исследовательской деятельности;
·          расширять представления о составе, использовании и экологическом вреде батареек;
·          воспитывать сознательное экологическое поведение в вопросе утилизации отработанных батареек.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Социально – коммуникативное развитие:
·          формировать навыки сотрудничества;
·          воспитывать сознательное экологическое поведение в вопросе утилизации отработанных батареек.
Речевое развитие:
·          обогащение активного словаря, развитие связанной, грамматически правильной речи в монологе, диалоге и при описании иллюстраций.
Художественно-эстетическое развитие:
·          закрепить накопленные представления в продуктивной деятельности.
Предпосылки УУД:
Личностные:
·          воспитывать нравственные ориентиры
Регулятивные:
·          умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
·          умение планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
·          умение оценивать результат своей деятельности
Познавательные:
·          умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
·          умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
·          потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.
Материально-техническое обеспечение
фотоаппарат, компьютер, материалы для самостоятельной изобразительной деятельности детей, ноутбук, проектор, USB-носитель, музыкальный центр.
Продукт проектной деятельности
Участие в городской экологической акции «Сдай батарейку - спаси ежика!», экологическое развлечение «Спасем нашу природу».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
1.       Изучение проблемы «Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек» и сбор теоретического и методического материала по теме проекта. Составление плана работы над проектом.
2.       Беседа с родителями на тему «Сколько батареек используется в вашей семье и как вы их утилизируете?» Консультация для родителей «Опасность тяжелых металлов».
3.       Поисковая работа по подбору иллюстративного и информационного материалов, художественных произведений, дидактических игр.
4.       Решения проблемы утилизации использованных батареек. Ознакомление с экологической акцией «Сдай батарейку - спаси ежика!»
Практический этап
1.       Целевые прогулки и наблюдения.
2.       Беседы: «Как вести себя в природе?», «Человек и животные», «Как сберечь природу?», «Для чего нужна батарейка?», «Почему нельзя бросать батарейку в мусорное ведро?», «Куда деть использованную батарейку?», «Без чего нам не прожить?»
3.       Чтение экологических сказок Н.А.Рыжовой «Сказка о Человеке и Золотой рыбке», «Серая Шапочка и красный Волк» (проблемы отношения человека и природы).
4.       Просмотр м/ф «Фиксики. Батарейки», презентации «Экологический вред батарейки».
5.       Дидактическая игра «Можно и нельзя».
Итоговый этап
1.       Подведение итогов экологической акции «Сдай батарейку – спаси ежика!» (Фотография 1).
2.       Экологическое развлечение «Спасем нашу природу».

Библиографический список

1. Аксенова М. «Что? Где? Почему? Энциклопедия для детей// М.: «Росмэн», 2008 г.
2. Аксенова М. «Энциклопедия дошкольника» //М.: «Росмэн» 2008г.
3. Малофеева Н. Н «Большая энциклопедия природы для детей»// К.: Медкнига, 1994г.
4. Рыжова Н. А. «Лаборатория в детском саду»// М.: ТЦ Сфера, 2006г.
5. Рыжова Н. А. «Наш дом-природа»// М.: ТЦ Сфера, 2006г.
6. Рыжова Н. А. «Почва - живая земля» //М.: ТЦ Сфера, 2006г.

Сведения об авторах

Антонова Екатерина Анатольевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 196", Россия, г.Иваново.
Митрофанова Татьяна Александровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 196", Россия, г.Иваново.
2019