Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf
Общая цель преподавания географии как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни. Цель предлагаемых методических рекомендаций по курсу школьной географии – помочь учителям выделить и сформулировать требования к результатам освоения общеобразовательных программ с позиций деятельностного подхода с учетом тех требований, которые заложены в Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС).
Учителя географии работают по учебникам разных линий, которые отличаются друг от друга методической концепцией, распределением содержания по классам, рассчитаны на разное количество часов. Поэтому предлагаемые методические рекомендации носят общий характер и не привязаны ни к одному из учебников. Учитель может менять логику изучения, количество часов, отводимых на ту или иную тему, по своему усмотрению. География как интеграционная наука охватывает новые сферы познания. Учительство получило возможность обучаться со всем миром, н выходя из класса, из дома. Работа учителя географии неразрывно теперь связана с информационными технологиями и геоинформационными системами. Создание в России единой образовательной информационной среды позволяет учителю географии использовать компьютер как техническое средство для доступа к тысячам других, хранящих огромное количество полезных ресурсов. С развитием Интернета работа географа стала более интересной, эффективной и плодотворной, но отнюдь не более простой.
При большом объеме информации, получаемых из различных современных источников, конкурентоспособным может быть тот урок, который сможет заинтересовать и привлечь внимание обучающихся. Тому должно способствовать использование на уроках нестандартных, занимательных заданий, организация и проведение интересных внеклассных мероприятий, и прежде всего использование авторских учебных изданий (хрестоматии).
Есть множество вариантов использования хрестоматии на уроках географии, во – первых, дать авторское учебное издание на самостоятельное изучение и использовать ребусы, анаграммы и другие занимательные задания в школе, которые привлекут внимание и интерес детей.
Второй вариант, заключается в том, что бы на протяжении каждого этапа урока использовать отдельный вид информации из хрестоматии, используя наглядный пример.
На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов ее использования:
· к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда, оформленного на доске. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;
· можно дать географический диктант, который будет основан на терминологии хрестоматии;
· так же можно использовать загадки – описания, учитель составляет описание рек, а учащиеся должны ответить названия этих рек, озёр или болот;
· привезти несколько стихотворений, известных поэтов, с описанием водных объектов.
На этапе изучения новой темы могут приводиться примеры уникальных водных объектов России, а так как в соответствии с ФГОС необходимо применять региональный компонент на уроках, то и внутренние воды Омской области.
Третий вариант, опирается на использовании авторского учебного издания во внеклассной и во внеурочной деятельности учащихся, для расширения кругозора учащихся.
Все вышесказанное доказывает, что данную хрестоматию можно применять не только в 6-ых классах по разделу гидросфера, но и в последующих классах, где встречается раздел, или отдельные темы по внутренним водам России.
В результате проведенного исследования были рассмотрены различные государственные требования к структуре и содержанию и оформлению и выявлено что раздел «Внутренние воды России» разных линиях учебников представлено по-разному содержание тем. По мнению автора наиболее полно представлена информация в линии «Полярная Звезда».
Для углубления географического образования в образовательных учреждений возникает необходимость создания авторского дополнительного учебных изданий, которые имеют практическую значимость в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
В результате внедрения в учебный процесс авторского учебного издания в 6-х классах, обучающиеся приобрели углубленные знания по теме: Внутренние воды, расширяются знания по темам: Реки, Озёра и болота, которые играют немаловажную роль в разделе: Гидросфера, а так же в изучении своей малой Родины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Постановления (Распоряжения) Правительства Российской Федерации// Президент России [Электронный ресурс]. - http://www.kremlin.ru/acts/bank/236362. Шапоренко С. И., М. Н. Шимараев // Анкилоз — Банка. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — 661 с.