Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Терехова В.Л. Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Библиографическое описание:

Терехова В.Л. Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Проблема сохранения здоровья детей является актуальной для современного общества уже на протяжении многих лет, поскольку наряду с увеличением рождаемости в стране наблюдается стойкая тенденция ухудшения показателей детского здоровья. Как свидетельствует статистика, распространенность различного рода патологий среди детей в возрасте от трех до восьми лет ежегодно увеличивается на 5-7 %. Дети с ОВЗ имеют значительные проблемы в социальной адаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту педагогические и воспитательные процессы.

В группу компенсирующей направленности МБДОУ №59 г. Коврова на протяжении 14 лет ежегодно зачисляются дети с различными расстройствами аутистического спектра. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, а также наблюдается значительное отставание в речи или её полное отсутствие.

Они испытывают стойкие трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, имеют ограниченные интересы и часто повторяющиеся поведенческие реакции и действия. Кроме того, дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает здоровый ребенок. Некоторые дети остаются мутичными, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна.

При данном нарушении развития важно:

· создать условия, необходимые для профилактики отрицательной динамики в развитии;

· организовать логопедическое сопровождение ребенка;

· создать условия для максимального проявления и развития имеющихся способностей ребёнка;

· повысить комфортность образовательной и развивающей среды для каждого воспитанника.

Таким образом, для эффективной коррекционной работы важно сместить акцент с нарушений, отклонений и сконцентрироваться на особых условиях и средствах образования детей с аутизмом.

Многолетний опыт по коррекции сложных дефектов у дошкольников на группе компенсирующей направленности позволил сформировать в МБДОУ свою систему работы по логопедическому сопровождению детей с аутизмом с использованием в своей деятельности здоровьесберегающих технологий. В данной системе работы предусмотрено несколько этапов:

1) Диагностический этап (педагогическое и логопедическое обследование).

2) Коррекционно-развивающий этап (логопедическое сопровождение детей с аутизмом).

3) Совместная деятельность педагогов и родителей.

1. Диагностический этап. Основной метод диагностики в условиях группы компенсирующей направленности - наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется непосредственно в МБДОУ и/или с помощью опроса родителей. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, физическое, психиатрическое (в медицинских учреждениях, где наблюдается ребёнок).

В ходе опроса и /или анкетирования родителей нашими специалистами собирается информация об истории развития ребёнка (медицинский анамнез), о семейной ситуации и предыдущем опыте, связанными с оказанием медицинской и коррекционной помощи, об особенностях развития и поведения ребёнка. По окончании обследования вся информация фиксируется специалистами МБДОУ в индивидуальной диагностической карте ребёнка.

2. Коррекционная работа учителя-логопеда. Задачи деятельности логопеда как специалиста сопровождения разнообразны: ребенок с аутизмом может иметь как фонетико-фонематического недоразвитие и нарушения звукопроизношения, так и может полностью неговорящим. Речь говорящего ребенка с аутизмом чрезвычайно специфична. Это касается всех ее компонентов – от темпа и мелодики до трудностей понимания письменной речи. Нашими основными направлениями деятельности являются:

· формирование у ребенка коммуникативной стороны речи (формируется умение работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы),

· работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами (это связано с пониманием речи),

· работа над чтением и пониманием прочитанного материала методом «глобального чтения» (осмысленное чтение в большой степени будет содействовать учебной адаптации ребенка с аутизмом).

· работа по формированию фонетико-фонематического восприятия,

· коррекция звукопроизношения (не является главной задачей учителя-логопеда, поскольку часто вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует тактильного взаимодействия и демонстрации артикуляции звуков перед зеркалом).

В коррекционной работе с детьми с аутизмом в течение многих лет мы успешно используем различные здоровьесберегающие технологии: развитие мелкой и общей моторики, массаж (языка, су-джок для пальцев рук, дыхательную гимнастику).

Мы считаем, что при использовании любых здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы: «не навреди!»;
соответствия содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сложной структуры дефекта, принцип непрерывности обучения, т. е. определяя оптимальные виды деятельности для конкретного ребёнка, применять их систематически.

3. Совместная деятельность педагогов и родителей. Эффективность достижения обучения детей с аутизмом зависит от совместной работы узких специалистов, педагогов и родителей.

Чтобы помочь родителям решать проблемы семейного воспитания и обучения, выбирать подходы при оказании помощи ребёнку в формировании коммуникативных навыков, познакомиться с теоретическими аспектами и конкретными методиками нами была разработана «Программа логопедического сопровождения, направленная на решение проблем семейного воспитания и обучения детей с аутизмом».

Основные задачи программы:

· формировать у родителей навыки коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком;

· формировать родительские компетенции в вопросах обучения и воспитания аутичных детей;

· оказывать своевременную педагогическую и информационную помощь семьям, воспитывающим ребёнка с аутизмом;

· формировать интерес родителей к личностному развитию ребёнка на основе его компенсаторных возможностей;

· развивать творческие способности родителей и детей через совместную деятельность.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, на развитие систему логопедического, педагогического сопровождения аутичных детей и их родителей в условиях группы компенсирующей направленности при активном использовании в деятельности специалистов различных форм работы по взаимодействию и сотрудничеству с родителями.

· Этапы и сроки реализации.

Программа рассчитана на один учебный год с периодичностью мероприятий 2 – 3 раза в месяц.

Количество участников в группе.

Не более 3-5 человек.

Формы работы.

В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса: родительский тренинг, мастер – класс, родительская почта, участие родителей в походах и развлечениях, индивидуальное и групповое консультирование с использованием презентаций и демонстрации видеороликов, беседа; размещение информации в буклетах, памятках, родительском уголке, папке – передвижке, журнале для родителей.

Ожидаемые результаты реализации программы.

1. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи и осознанного влияния родителей на формирование личности ребенка с аутизмом.

2. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с аутизмом (специальная терминология, методы и методики визуальной поддержки для коммуникации и т.д.), реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.

3. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.

4. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с аутизмом и изменения уровня родительских притязаний.

Участники.

Родители и педагоги (учитель-дефектолог, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель).

Результативность коррекционной работы. К сожалению, эффективных методик, позволяющих наблюдать динамику в обучении и воспитании детей с аутизмом, не разработано. Поэтому в своей работе мы ориентируемся на мнение родителей и свои наблюдения, которые включаем в мониторинг развития каждого ребёнка.

По данным опроса родителей воспитанников с расстройствами аутистического спектра (за период с 2014-2019гг.) за каждый первый учебный год пребывания в нашем учреждении почти на 100% уменьшается и преодолевается негативизм при общении; 40% родителей отметили динамику в развитии познавательных навыков своего ребёнка. Значительно (на 72%) смягчился характерный для аутичных детей сенсорный и эмоциональный дискомфорт. 100% родителей (законных представителей) отметили повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и с другими детьми группы детьми (без подобного диагноза).

Таким образом, детям с аутизмом необходимо создавать особые условия для обучения, направленные не только на формирование коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающим миром, но на сохранение и укрепление их здоровья. Применение здоровьесберегающих технологий помогает повысить результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья аутичных детей, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
2023