НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Максимова М.А. Мировое кафе как активная форма взаимодействия между участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ( п.1.6. 9)[1]
Также в соответствии с ФГОС программа дошкольного образования должна способствовать профессиональному развитию педагогических работников (п.3.1.3) [1].
Именно поэтому очень важно включать родителей в образовательную деятельность детского сада, а также способствовать профессиональному и личностному росту педагогов.
В своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные техники работы с семьей и педагогическим коллективом. Это в свою очередь способствует неформальному общению, а также быстрому и эффективному решению поставленных задач и целей. Одной из таких форм является метод фасилитации «Мировое кафе».
Существует несколько версий рождения данного метода. Наиболее распространенная предлагает отметить 20-летний юбилей, поскольку рассказывает о появлении метода «Мировое кафе» в 1995 году на встрече небольшой группы лидеров из бизнеса и науки в городе Милл-Вэлли, штат Калифорния, США.
Мировое кафе - метод фасилитации, при котором за короткий промежуток времени и при неформальном общении происходит обсуждение проблемы, позволяющий максимально использовать креативность участников.
Метод очень хорош, когда за короткий промежуток времени нужно найти максимально комфортное решение, удовлетворяющее всех участников. Он применяется в ситуации, когда нужно найти ответ на несколько вопросов одновременно, требуется принятие нестандартного решения, для объединения разных точек зрения в случае, когда проблема требует комплексного решения, либо работа проходит в группе и для подведения итогов.
Преимущества метода:
1.       За короткий промежуток времени объединяются разные люди, каждый может высказать свое мнении, и оно будет услышано.
2.       Также World cafe хорош тем, что во время его создается благоприятная дружественная атмосфера, можно спокойно вести беседу за чашкой кофе.
3.       Проведение его не требует больших временных затрат, начиная от 20 минут времени, что очень актуально в современных условиях нехватки времени.
4.       От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача — соблюдать временной интервал и инструктировать участников.
5.       Не требует больших материальных затрат.
Работа проходит в несколько этапов:
1.       Сначала ведущий рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Участники объединяются в группы от 3 до 7 человек по количеству вопросов, вынесенных для обсуждения. В каждой группе выбирается «хозяин стола». Хозяину стола дается дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Идеи принимайте без критики». Каждая группа получает при этом по листу бумаги и написанному на карточке вопросу, и маркер или ручку для записи.
2.       Участникам отводится время для поиска вариантов ответа на поставленные вопросы (до 20 минут). Больший отрезок времени будет неэффективен.
3.       Ведущий дает команду после отведенного времени на смену столами. Хозяин стола при этом остается, он приветственно встречает новую команду и вводит ее в тему, рассказывая о том, что смогла наработать предыдущая команда. При этом можно использовать разные цвета маркера, можно разделить лист на участки, можно зарисовывать необходимые варианты ответа. При этом по команде ведущего происходит новый переход к другому столу ( это возможно как по часовой стрелке, так и против нее).
4.       После прохождения всех «кафе» участники возвращаются за свой стол и подводят итоги обсуждения и систематизируют все идеи. Нужно выделить при этом ключевые идеи.
5.       На последнем этапе хозяин кафе представляет результаты обсуждения всем группам.
Основной целью «Мирового кафе» является создание возможности для личного контакта.
Правила World Café
Существует шесть основных правил для эффективного проведения «мирового кафе», сформулированных авторами технологии:
1. Задать контекст ситуации - прозрачно распишите основные цели и задачи. Определите круг участников – подготовьте и распределите разные аспекты обсуждаемой проблемы для групп за столиками: разнообразие точек зрения всегда обогащает конечный результат. Цель обсуждения в формате «мирового кафе» - совместный поиск перспектив и общий доступ к возможности развития и новым перспективам.
2. Разбирать те аспекты проблем, которые являются по-настоящему важными. Обсуждение получится открытым и глубоким.
3. Отмечать мысли каждого участника: так как количество участников ограничено тремя-четырьмя, то «промолчать» и отсидеться в сторонке будет достаточно сложно. Уважайте каждое мнение, даже «неправильное».
4. Соединять несоединимое. Здорово, когда переплетаются разнообразные идеи и точки зрения.
5. Щедро делитесь успешным опытом, инсайтами и слушайте внимательно других: сосредоточьте фокус внимания на личных достижениях и вкладах каждого из участников обсуждения.
6. Соберите воедино результаты работы всех групп, чтобы максимально наглядно были представлены все результаты. [2]
Ситуации, при которых будет полезен данный метод:
- Исследование причин проблемных ситуаций;
- Совместный поиск решений по важным вопросам;
- Формирование коллективного опыта, знаний;
- Обмен мнениями по разным вопросам[3].
В нашем детском саду данный метод применяется для решения актуальных вопросов воспитания и обучения на родительском собрании, групповом консультировании и для активизации педагогов на педагогических советах. Происходит все в актовом зале (музыкальном зале). При этом участники «Мирового кафе» с удовольствием обсуждают вопросы, обращаются к своему опыту и активно идут на обсуждение и принятие общего решения.
Примерные темы для обсуждения:
1. Тема для родительского собрания «Ребенок и интернет»
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка.
Собрание проходит в форме «Мирового кафе». Все родители делятся на 3 группы, 1 человек выбирается в качестве хозяина кафе.
Вопросы для обсуждения:
1.       Можно ли заменить интернет? (плюсы и минусы интернета и других гаджетов)
2.       Как или чем можно отвлечь ребенка от интернета?
3.       Ваше любимо занятие в детстве. Чем оно вам нравилось? Чему оно учило?
Родители по 10 минут находятся группами за каждым столом. Со звоном колокольчика они переходят от одного стола к другому, таким образом, получается «мозговой штурм», что благотворно влияет на саму атмосферу, а также может дать более хороший результат.
2. Тема для обсуждения на семинаре для педагогов: «Вы и стресс»
Вопросы для обсуждения:
1.Что вызывает у вас стресс? Что приносит вам радость?
2. Плюсы и минусы вашей работы?
3. Методы и приемы, которые помогают вам расслабиться.
Педагоги по 5 минут обсуждают каждый вопрос, при этом переходя от стола к столу по команде ведущего. При возвращении на свой стол принимают коллективное решение, а хозяин кафе его озвучивает.
Таким образом, метод «Мировое кафе» особенно актуален в современных условиях реализации ФГОС ДО, поскольку позволяет за максимально короткий промежуток времени достичь поставленные цели и задачи, а также создает предпосылки для оптимального функционирования различных групп участников образовательного процесса, а также способствует конструктивному общению родителей и педагогов, а также созданию благоприятной атмосферы в коллективе участников.
Список литературы:
1.       ФГОС ДО
2.       http://www.theworldcafe.com
3.       https://newrealgoal.com.ua/fasilitacionnyj-metod.htm
2019