Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Волкова О. Л. Планирование урока по требованиям ФГОС

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы;
1)       уроки-открытия новых знаний;
2)       уроки-рефлексии;
3)       уроки общеметодологической направленности;
4)       уроки развивающего контроля.
С чего начинается урок? Урок начинается с проектирования. Главным субъектом урока являются учащиеся. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия. При планировании целей урока рекомендуется исходить из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также производить учет планируемых результатов.
Важно обратить внимание на структурные элементы любого урока. В педагогической практике, как правило, выделяют следующие элементы:
1)        Организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке, создание доброжелательной обстановки);
2)        Проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объем и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности);
3)        Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;
4)        Усвоение новых знаний и способов действий;
5)        Проверка понимания учащимися нового материала;
6)        Закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала);
7)        Контроль, самопроверка, рефлексия;
8)        Поведение итогов урока;
9)        Информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.
Перечисленные структурные элементы являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от цели урока, выбранных форм и методов.
В современной педагогической науке план - конспект урока — это полный и подробный план предстоящего урока, который отражает его содержание и включает развернутое описание каждого его этапа. В связи с этим часто употребляется словосочетание «план-конспект урока», которое точнее отражает суть данного понятия.
Какие требования предъявляются к плану - конспекту урока по ФГОС? Методической базой образовательных стандартов нового поколения стал системно-деятельностный подход. Учебный процесс должен строиться так, чтобы обеспечить достижение обучающимися личностных, познавательных и общекультурных результатов, а также формирование профессиональных компетенций.
Основные требования к составлению плана - конспекта урока сформулированы в Письме Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»:
- методы, цели, задачи урока должны соответствовать возрасту обучающихся и теме занятия;
- цели и задачи должны быть достижимы и четко сформулированы;
- наличие мотивации к изучению темы;
- ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.
Рассмотрим примерную схему составления плана – конспекта урока.
1. В формальную часть плана – конспекта урока включается:
- номер урока (по теме и общему счету, в соответствии с тематическим планированием);
- тема урока (в соответствии с тематическим планированием);
- цель урока (цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке)
- задачи урока (образовательная, развивающая и воспитательная задачи):
а) образовательная задача (знания, умения и компетенции, отраженные в ФГОС );
б)воспитательная задача: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы. Потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. в)развивающая задача: развитие мышления и умственной деятельности, анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
-оборудование урока (перечислить оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов, список технических средств обучения, дидактический материал и наглядные пособия).
2.Этапы урока по плану – конспекту повторяют этапы урока по структурному плану урока и отвечают тем же дидактическим задачам. (В плане – конспекте урока пункт «2» записывается в предложенном ниже виде):
1. Организационный момент (1 – 2 мин).
2. Проверка знаний и умений обучающихся (10-12 мин.).
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала (2-3 мин).
4. Получение новых знаний (14 – 13 мин).
5. Закрепление новых знаний (14 -13 мин).
6. Информация о домашнем задании (2 -1 мин).
7. Оценивание обучающихся.
8. Итог урока.
9. Рефлексия (2 – 1 мин)
3. Ход урока.
Ход урока — основная часть план-конспекта урока. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению каждого этапа урока:
- вопросы и задания, предлагаемые обучающимся на каждом этапе урока;
- подробная информация о новом материале, последовательность его изложения, схемы, чертежи, презентации;
- методика закрепления и применения нового материала, упражнения, задания, способы проверки и корректировки;
- приемы использования наглядных материалов, название демонстрируемых презентаций и информация о дополнительном наглядном и информационном материале по теме урока в сети Интернет - адреса сайтов, название и авторы учебников, страницы учебников.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Библиографический список

1.Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам») (ФГОС)/ М.:Просвещение. 2012.
2.Якушина Е..В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М. 2012



2021