Аннотация: статья посвящена проблеме повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость применения проектно-исследовательской деятельности, направленной на изменение функции преподавателя и студента. Выделяются преимущества применения инновационных методов в обучении, отмечается необходимость дальнейшего развития интерактивной и проектной деятельности для подготовки высокообразованных специалистов посредством универсальной образовательной программной интернет-платформы ГлобалЛаб.
Ключевые слова: проектно-иссследовательская деятельность, ИКТ, интернет-платформа ГлобалЛаб (GlobalLab).
Среднее профессиональное образование является важным звеном непрерывного образования и подготовки молодежи для отраслей промышленного производства и экономики в регионах. Подготовка кадров со средним профессиональным образованием обуславливается потребностями современного промышленного производства и развитием новых отраслевых направлений, расширением размеров техносферных регионов, в которых живет большинство населения планеты.
Специалист со средним профессиональным образованием, подготовленный для профессиональной деятельности на предприятиях в должностях техника – электрика, электромонтера по ремонту и эксплуатации промышленного оборудования, механика, кровельщика становится необходимым на всех этапах подготовки и реализации производственного процесса – при внедрении оборудования и технологий, в ходе эксплуатации.
Вследствие технического прогресса и постоянной модернизации возникает необходимость в овладении студентами средних специальных учебных заведений любой специальности базовыми компетенциями, что определяется изменением требований к личности из-за перехода от индустриальной экономики к информационной.
Ценными становятся такие качества личности, как способность быстро реагировать на изменения, творчество, инициативность, разностороннее развитие и коммуникабельность. Сформированные в процессе обучения базовые компетенции позволят будущим специалистам не просто функционировать в рамках круга своих полномочий по инструкции, а постоянно анализировать сложившуюся ситуацию, выбирать необходимую информацию, принимать решения, оценивать результаты, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием своих способностей и профессиональных качеств.
Базовые компетенции – это определяющие компетенции, соответствующие по своему характеру и степени применимости к специальностям, формируемым в образовательном поле учебной дисциплины на основе ключевых компетенций.
Проблема отбора базовых компетенций, необходимых выпускникам нашего колледжа ГАПОУ СКС и ПТ, потребовала проведения выборочного опроса работодателей.
В результате проведенного исследования были выявлены семь базовых компетенций, которые ожидают работодатели от молодых специалистов:
· устойчивое стремление к самосовершенствованию;
· способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
· самостоятельная деятельность в условиях неопределенности;
· коммуникативные способности;
· технологическая и информационная культуры;
· системное мышление;
· готовность проявлять ответственность за выполняемую работу.
Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.
Как строится образовательная деятельность по формированию ключевых компетенции в нашем колледже? На этот вопрос я попытаюсь ответить.
От 01.01.2016 г. по приказу Института развития образования Республики Башкортостан была открыта Инновационная площадка на базе ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий (далее ГАПОУ СКС и ПТ).
Одно из направлений функционального модуля инновационной площадки «Внедрение ИКТ в образовательный процесс».
Согласно стандартов СПО третьего поколения преподавателю необходимо сформировать общие и профессиональные компетенции у студентов. Наиболее активным является метод создания исследовательских проектов, являющийся средством формирования общих компетенций.
Нами апробировано одно из средств формирования исследовательской компетенции и оценки метапредметных результатов – Виртуальная интернет - платформа Глобальная школьная лаборатория (ГлобалЛаб) www.globallab.org.
Глобальная школьная лаборатория как проект создан при грантовой поддержке в Сколково и является инновационным продуктом внедрения в образовательный процесс на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным образованием.
Школа – первая ступень внедрения. Возникла необходимость расширить возможности применения этой платформы на уровень СПО.
Проектные технологии в рамках СПО применяются, начиная с выполнения индивидуальных проектов на первом курсе.
Моя педагогическая деятельность связана с организацией выполнения учебных проектов на первом курсе, тематика которых чаще всего связана с общеобразовательными предметами, в частности учебной дисциплины «Информатика».
На практических занятиях по информатике студентам 1 курса, ставилась первоначальная задача по освоению данной платформы в следующем порядке:
· самостоятельная регистрация на сайте;
· изучение интерфейса сайта платформы ГлобалЛаб;
· рассмотрения и участие в исследовании готовых проектов;
· просмотра обучающихся видеоматериалов;
· изучения методических рекомендаций по созданию собственных творческих проектов.
Далее каждый обучающийся пытался создать индивидуальный проект, при выполнении которых решались практические, общественно - значимые задачи, происходила самореализация личности. Формировались такие качества личности как уверенность, смелость, воля, умение владеть собой. Кроме того, процесс выполнения проекта порождает множество проблем, противоречий, вопросов и столкновений и необходимость их решений.
Для расширенных возможностей платформы Глобаллаб колледжем была приобретена лицензия на тариф «Групповой» сроком на 1 год на группу в составе 30 человек.
Были сформированы 5 групп под руководством преподавателей и приглашены наиболее активные студенты в эти группы с выдачей лицензии.
Желающие студенты и без лицензии участвуют в исследовании проектов.
Исследовав некоторые возможности ГлобалЛаб, мы видим потенциал этой среды для использования в образовательном процессе. Потребность по-иному выстроить сотрудничество с обучающимися – от вопроса обучающегося, меняет педагогическую задачу – создать поисковое поле для ответа на вопрос, которую, в свою очередь, можно решить, изменив позицию с преподавательской на тьюторскую.
Тьюторская позиция педагога позволяет изменить образовательное пространство для обучающихся, решить возрастные проблемы, не ограничивая его общение и самостоятельность, а расширяя его возможности выбора.
Проекты ГлобалЛаб построены в форме мини-исследований и позволяют обучающимся, заполняя анкеты, сначала неосознанно, а затем и сознательно наращивать свои исследовательские умения.
ГлобалЛаб, используя притягательность социальных сетей, создает для обучающихся «умную социальную сеть» - специализированное интернет-пространство для научного общения и учёбы. Это повышает мотивацию к познанию, стимулирует их личностное и профессиональное развитие, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Одним из значимых образовательных результатов является познавательная самостоятельность обучающихся и опыт сотрудничества реального и виртуального.
На платформе возможна организация:
· индивидуальной проектной деятельности обучающихся;
· групповой проектной деятельности обучающихся;
· сетевых дискуссий;
· тестирования по теме проекта (самоконтроль, взаимоконтроль и контроль со
стороны педагога);
· аналитической деятельности по результатам проекта;
· демонстрация и обсуждение результатов проекта с обучающимися других ОУ
разных регионах страны;
· публикация авторских работ участников проекта (статьи, рисунки, фотографии), учитывая тот факт, что ГлобалЛаб имеет статус сетевого СМИ.
Также видны перспективы развития и оценки метапредметных компетенций и исследовательской грамотности обучающихся путем использования платформы «ГлобалЛаб», позволяющей ребятам создавать собственный образовательный продукт в сети Интернет, наращивая навыки авторского действия.
На данный учебный год применение платформы ГлобалЛаб в реализации ключевых компетенций, обучающихся ГАПОУ СКС и ПТ представлен следующим результатом участников виртуальной площадки, прошедшими модерацию в количестве 31 проект.
В процессе создания исследовательских работ студентами колледжа формировались общие компетенции такие как:
· понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
· принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
· осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
· использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
· работать в коллективе и команде, эффективно общаться с руководством, однокурсниками.
профессиональные компетенции такие как:
· осваивать методики использования программных средств для решения практических задач;
· способность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности;
· использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;
· планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы и бухгалтерского учета.
Прогнозируемым эффектом использования платформы ГлобалЛаб является формирование у обучающихся компетенций ХХI века – навыков коммуникации, сотрудничества, решения проблем, адаптивности и социальности. Приобретенные навыки творческой, исследовательской и проектной работы могут быть с успехом транслированы в профессиональную деятельность.
Использованные источники:
1. Платформа ГлобалЛаб. Режим доступа: http://asi.ru/projects/13555/2. Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций, обучающихся СПО. Режим доступа: http://топ-школа.рф/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-obshhih-i-professionalnyh-kompetentsij-obuchayushhihsya-spo/
3. Сайт ГлобалЛаб. Режим доступа: http://globallab.org/ru/
4.