Федорова Э.А. Формирование ключевых компетенций, обучающихся через проектную деятельность посредством универсальной образовательной программной интернет-платформы
Аннотация:статья посвящена проблеме повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость применения проектно-исследовательской деятельности, направленной на изменение функции преподавателя и студента. Выделяются преимущества применения инновационных методов в обучении, отмечается необходимость дальнейшего развития интерактивной и проектной деятельности для подготовки высокообразованных специалистов посредством универсальной образовательной программной интернет-платформы ГлобалЛаб. Ключевые слова: проектно-иссследовательская деятельность, ИКТ, интернет-платформа ГлобалЛаб(GlobalLab). Среднее профессиональное образование является важным звеном непрерывного образования и подготовки молодежи для отраслей промышленного производства и экономики в регионах. Подготовка кадров со средним профессиональным образованием обуславливается потребностями современного промышленного производства и развитием новых отраслевых направлений, расширением размеров техносферных регионов, в которых живет большинство населения планеты. Специалист со средним профессиональным образованием, подготовленный для профессиональной деятельности на предприятиях в должностях техника – электрика, электромонтера по ремонту и эксплуатации промышленного оборудования, механика, кровельщика становится необходимым на всех этапах подготовки и реализации производственного процесса – при внедрении оборудования и технологий, в ходе эксплуатации. Вследствие технического прогресса и постоянной модернизации возникает необходимость в овладении студентами средних специальных учебных заведений любой специальности базовыми компетенциями, что определяется изменением требований к личности из-за перехода от индустриальной экономики к информационной. Ценными становятся такие качества личности, как способность быстро реагировать на изменения, творчество, инициативность, разностороннее развитие и коммуникабельность. Сформированные в процессе обучения базовые компетенции позволят будущим специалистам не просто функционировать в рамках круга своих полномочий по инструкции, а постоянно анализировать сложившуюся ситуацию, выбирать необходимую информацию, принимать решения, оценивать результаты, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием своих способностей и профессиональных качеств. Базовые компетенции – это определяющие компетенции, соответствующие по своему характеру и степени применимости к специальностям, формируемым в образовательном поле учебной дисциплины на основе ключевых компетенций. Проблема отбора базовых компетенций, необходимых выпускникам нашего колледжа ГАПОУ СКС и ПТ, потребовала проведения выборочного опроса работодателей. В результате проведенного исследования были выявлены семь базовых компетенций, которые ожидают работодатели от молодых специалистов: · устойчивое стремление к самосовершенствованию; · способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; · самостоятельная деятельность в условиях неопределенности; · коммуникативные способности; · технологическая и информационная культуры; · системное мышление; · готовность проявлять ответственность за выполняемую работу. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Как строится образовательная деятельность по формированию ключевых компетенции в нашем колледже? На этот вопрос я попытаюсь ответить. От 01.01.2016 г. по приказу Института развития образования Республики Башкортостан была открыта Инновационная площадка на базе ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства ипрофессиональных технологий (далее ГАПОУ СКС и ПТ). Одно из направлений функционального модуля инновационной площадки «Внедрение ИКТ в образовательный процесс». Согласно стандартов СПО третьего поколения преподавателю необходимо сформировать общие и профессиональные компетенции у студентов. Наиболее активным является метод создания исследовательских проектов, являющийся средством формирования общих компетенций.
Нами апробировано одно из средств формирования исследовательской компетенции и оценки метапредметных результатов – Виртуальная интернет - платформа Глобальная школьная лаборатория (ГлобалЛаб) www.globallab.org. Глобальная школьная лаборатория как проект создан при грантовой поддержке в Сколково и является инновационным продуктом внедрения в образовательный процесс на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным образованием. Школа – первая ступень внедрения. Возникла необходимость расширить возможности применения этой платформы на уровень СПО. Проектные технологии в рамках СПО применяются, начиная с выполнения индивидуальных проектов на первом курсе. Моя педагогическая деятельность связана с организацией выполнения учебных проектов на первом курсе, тематика которых чаще всего связана с общеобразовательными предметами, в частности учебной дисциплины «Информатика». На практических занятиях по информатике студентам 1 курса, ставилась первоначальная задача по освоению данной платформы в следующем порядке: · самостоятельная регистрация на сайте; · изучение интерфейса сайта платформы ГлобалЛаб; · рассмотрения и участие в исследовании готовых проектов; · просмотра обучающихся видеоматериалов; · изучения методических рекомендаций по созданию собственных творческих проектов. Далее каждый обучающийся пытался создать индивидуальный проект, при выполнении которых решались практические, общественно - значимые задачи, происходила самореализация личности. Формировались такие качества личности как уверенность, смелость, воля, умение владеть собой. Кроме того, процесс выполнения проекта порождает множество проблем, противоречий, вопросов и столкновений и необходимость их решений. Для расширенных возможностей платформы Глобаллаб колледжем была приобретена лицензия на тариф «Групповой» сроком на 1 год на группу в составе 30 человек. Были сформированы 5 групп под руководством преподавателей и приглашены наиболее активные студенты в эти группы с выдачей лицензии. Желающие студенты и без лицензии участвуют в исследовании проектов. Исследовав некоторые возможности ГлобалЛаб, мы видим потенциал этой среды для использования в образовательном процессе. Потребность по-иному выстроить сотрудничество с обучающимися – от вопроса обучающегося, меняет педагогическую задачу – создать поисковое поле для ответа на вопрос, которую, в свою очередь, можно решить, изменив позицию с преподавательской на тьюторскую. Тьюторская позиция педагога позволяет изменить образовательное пространство для обучающихся, решить возрастные проблемы, не ограничивая его общение и самостоятельность, а расширяя его возможности выбора. Проекты ГлобалЛаб построены в форме мини-исследований и позволяют обучающимся, заполняя анкеты, сначала неосознанно, а затем и сознательно наращивать свои исследовательские умения. ГлобалЛаб, используя притягательность социальных сетей, создает для обучающихся «умную социальную сеть» - специализированное интернет-пространство для научного общения и учёбы. Это повышает мотивацию к познанию, стимулирует их личностное и профессиональное развитие, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Одним из значимых образовательных результатов является познавательная самостоятельность обучающихся и опыт сотрудничества реального и виртуального. На платформе возможна организация: · индивидуальной проектной деятельности обучающихся; · групповой проектной деятельности обучающихся; · сетевых дискуссий; · тестирования по теме проекта (самоконтроль, взаимоконтроль и контроль со стороны педагога); · аналитической деятельности по результатам проекта; · демонстрация и обсуждение результатов проекта с обучающимися других ОУ разных регионах страны; · публикация авторских работ участников проекта (статьи, рисунки, фотографии), учитывая тот факт, что ГлобалЛаб имеет статус сетевого СМИ. Также видны перспективы развития и оценки метапредметных компетенций и исследовательской грамотности обучающихся путем использования платформы «ГлобалЛаб», позволяющей ребятам создавать собственный образовательный продукт в сети Интернет, наращивая навыки авторского действия. На данный учебный год применение платформы ГлобалЛаб в реализации ключевых компетенций, обучающихся ГАПОУ СКС и ПТ представлен следующим результатомучастников виртуальной площадки, прошедшими модерацию в количестве 31 проект. В процессе создания исследовательских работ студентами колледжа формировались общие компетенции такие как: · понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; · принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; · осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; · использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; · работать в коллективе и команде, эффективно общаться с руководством, однокурсниками. профессиональные компетенции такие как: · осваивать методики использования программных средств для решения практических задач; · способность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности; · использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей; · планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы и бухгалтерского учета. Прогнозируемым эффектом использования платформы ГлобалЛаб является формирование у обучающихся компетенций ХХI века – навыков коммуникации, сотрудничества, решения проблем, адаптивности и социальности. Приобретенные навыки творческой, исследовательской и проектной работы могут быть с успехом транслированы в профессиональную деятельность.