Отработка ясной и четкой дикции включает в себя пластическую гимнастику органов речи, то есть упражнения для разминки и тренировки мышц речевого аппарата, развития и укрепления мышц рта, челюстей, губ, языка. Первым условием ясной, четкой, беглой речи является свободно и легко раскрывающийся рот.
Упр. 1. Растянуть и собрать губы в «хоботок». Исходное положение рта – закрыт. Исполнение – растяните губы в стороны, зубы при этом не видны, затем соберите губы в трубочку – «хоботок». Поверните губы – «хоботок» в право, влево, вниз, вверх, вкруговую. Вернитесь к исходному положению. Повторить 5 – 10 раз.
Упр. 2. «Показать зубы»
Исходное положение – рот закрыт. Исполнение – разомкните губы, покажите верхние и нижние зубы, губы в исходное положение. Повторить 5 – 10 раз.
ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ
В русском языке шесть гласных фонем: (а), (э), (о), (у), (ы), (и). Правильное произношение этих гласных придает речи плавность, благозвучность, беглость.
Упр. 1. Произнести гласный (у), тяните его как можно дольше, что создает благоприятные условия для фиксации уклада речевых органов и для верной артикуляции.
Упр. 2. Произнесите пары слогов и слов на различение гласных (о) – (у). При произнесении пар слов попробуйте первый слог произнести поворачивая голову на право – пу, второй – налево – по…
Пу-по, бу-бо, му-мо, ву-во, гу-го и т.д.
Бук – бок, тук – ток, сук – сок, лук – лоб, нуль – ноль и т.д.
Упр. 3. Произнести вслух стихотворные строки: один раз – как бы размышляя, второй раз – как будто вы читаете эти строки своему товарищу.
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю …
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
(Н.А. Некрасов. Железная дорога)
Такого типа работа идет при отработке следующих пяти гласных фонем.
ОТРАБОТКА СОГЛАСНЫХ
Методика отработки согласных в слогах едина, для всех согласных. Покажем ее на примере отработки согласных (б), (п). В упражнениях соблюдается принцип одновременной тренировки дикции, дыхания и голоса.
Согласные (б), (п)
Упр. 1. Произнесите на одном выдохе согласные (б), (п) со всеми гласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец громко.
Упр. 2. Обратитесь к кому-нибудь с вопросом: ба,ба? Бу,бу? (или по, по? Ны,ны?) И отвечайте сами себе. Вопрос произнесите на одном выдохе и ответ тоже.
Упр. 3. Поиграйте со слогами как с воображаемым мячиком (ударяя об пол), при этом отчетливо считая удары: ба! Ба! Ба! Бо! Бо! Бо! Бу! Бу! Бу! и т.д.
Упр. 4. Произнесите каждую строчку на одном выдохе:
Ба-бя, бэ-бе, бо-бе, бу-бю, бы-би;
Па-пя, пэ-пе, по-пе, пу-пю, пы-пи;
Бяп, беп, беп, бюп, бип (измени согласные)
РАБОТА НАД СКОРОГОВОРКОЙ
Работа над скороговоркой продолжается 5 уроков т.е. одна неделя. Покажем работу в течении недели на примере одной скороговорки, при отработке согласной (б).
Понедельник. Скороговорка записана на доске, учащиеся слушают образец чтения преподавателя. Произносят правильно и отчетливо слова этой скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Вторник. Работа над темпом произношения.
Приемы:
1. Дети плавно двигают рукой в темп скороговорки (игра «маятник»).
2. Произносим скороговорку в темп постукивания карандашом (кистью).
3. Произносим длинно, протяжно, выделяя ударные звуки.
Среда. Продолжаем работу.
Произносим скороговорку, меняя темп произношения.
1. Начинаем говорить медленно, потом постепенно убыстряя, и наконец быстро.
2. Произносим сначала шепотом, потом громче и, наконец громко (и в обратном порядке).
Четверг. Работа над интонацией произношения.
Приемы:
1. Произнесите скороговорку через интонацию убеждения, осуждения, ободрения.
2. Произнесите весело, с юмором, посмеиваясь.
3. С намерением сообщить нечто страшное, при этом подробно раскрывая детали.
4. В быстром темпе, как будто вы бежали к остановке, вот добежали,… но автобус ушел!
Интонацию может одну для всего класса задать учитель, тогда выбирает ученика, которому удалось лучше всех передать интонацию.
Можно каждому учащемуся задать интонацию или же каждый самостоятельно задает себе. Тогда класс узнаёт, с какой интонацией произнесена скороговорка.
Пятница. Творческая работа.
Приемы:
1. Инсценировка скороговорки.
2. Постановка живых картин.
3. Словесное рисование.
4. Игры: «Телефон», «Угадай скороговорку», «Не ошибись».
СКОРОГОВОРКИ
1. (п) Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. (д) Дятел дуб долбил, да не выдолбил.
3. (т) Ткет ткач ткани на платок Тане.
4. (в) Верзила Вавила весело ворочал вилами
Воришко – воробышко весь овес у нас унес
Водовоз вез воду из водопровода.
5. (ф) Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
6. (з) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
7. (с) У Сени и Сани в сетях сом с усами. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
8. (ш) Шли 40 мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по 2 гроша. Мышонку шепчет мышь: «Ты что шуршишь, не спишь?». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
9. (ж) У ежа ежата, а у ужа ужата. Жужжит жужелица, жужжит да не кружится.
10. (ц) Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
11. (ч) Течет речка, печет печка.
12. (щ) Два щенка щека к щеке щиплют щечку в уголке.
13. (к) Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
14. (х) Архип осип, Осип охрип.
15. (г) На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
16. (л) Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень. Искала булавку весь день.
17. (м) Милая Мила мылась с мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила.
18. (р) Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита Маргаритки на дворе.
При обучении учащихся беглому чтению (скорочтению) необходимо помнить, что дети должны не только читать, но и понимать прочитанное, должны мыслить.
1. Приемы обучения беглому чтению:
1. Самозамер. Сколько слов ребенок сможет прочитать за 15 секунд. (Дети читают вслух, про себя). Ребенок считает сам, поэтому старается увеличить результат.
2. Зрительный диктант. Учащиеся смотрят 4 – 7 секунд на текст, записанный на доске, затем списывают и проверяют. Необходимо помнить, что каждое предложение начинаем писать с красной строки и номеруем. Потом хором прочитываем: медленно, быстро, с отрывом от текста.
3. Слуховой диктант. Учитель читает 1 раз, дети записывают. (см. зрительный. диктант)
4. Разгон при чтении текста.
5. «Буксир» (Не останавливаемся, не возвращаемся назад).
- карандаш двигается по строке, а мы читаем за ним
- не шевелим губами при чтении.
6. «Буксир - 2» Ведет сильный ученик (читает), слабый читает после него, отставая на одно слово. Читают сначала медленно, затем быстрее.
7. Чтение за диктором. Учитель читает стихи, дети за ним. Учитель темп убыстряет.
8. Работа над артикуляцией.
9. Списывание.
- несколько раз читаем один текст (не художественный.)
- пересказываем дословно, заглядывая в текст
- записываем по памяти.(.Помни: забыл – загляни, но после этого слова поставь -.)
10. Работа со скороговорками.
11. Игры.
- «Разведчик»
Накрыть 10-20 мелких предметов, показать на несколько секунд и снова накрыть, затем задать вопросы:
- сколько предметов?
Что там?
- запиши все предметы.
- «Сыщик»
Учитель что-то приносит в класс (или уносит). Дети должны узнать, что изменилось в классе. Записываем на листочке.
- «Волшебная палочка»
Учитель называет тему (Цветы), до кого дотрагивается палочкой, тот называет цветок (астра, роза и т.д.)
- Назови числа по порядку (числа разбросаны)
10 5 2 8 11 3
1 7 9 4 1 2 6
12. Ведется листок учета.
Список литературы:
1. В.Т.Гридина «Весёлая карусель» ООО «Удача»2008г.2. А.В. Майорова «Техника чтения» Л «Просвещение» 1990г.
3. Н.М. Соловьева «Практикум по выразительному чтению» 2003 г.