Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Бабаханова Р. К.к. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях Кольского Севера

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Климатические условия отличаются особой неравномерностью - смена полярной ночи полярным днем, сочетающейся с большой интенсивностью солнечного света. Дети проживающие в районах Крайнего Севера испытывают недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов, что неизбежно приводит к нарушению функционирования организма и развитию хронических заболеваний. В полярный день необходимы плотные шторы, так как солнце светит круглосуточно, а во время сна полезные для здоровья вещества в организме вырабатываются только в темноте. В полярную ночь постоянная темнота и связанная с этим сонливость способствуют упадку сил и снижению настроения, поэтому нужно как можно больше отдыхать, ни в коем случае не перетруждаться. По мнению медиков, дети мало двигаются, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения.
 Негативное влияние природно-климатических условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка. Следовательно, «северные» дети нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных оздоровительных мероприятиях.
В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных учреждений. В нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, специалистов ДОУ и родителей.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий, которые я провожу в ДОУ это физкультурные минутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, ароматерапию. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Использование дыхательной гимнастики помогает улучшить работу внутренних органов, активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом, тренировать дыхательный аппарата, осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания, повысить защитные механизмы организма, восстановить душевное равновесие, успокоиться, развивать речевое дыхание. На занятиях дыхательную гимнастику провожу в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия ежедневные и длятся 3-6 минут. В ходе выполнения упражнений особое внимание уделяю характеру производимых вдохов и выдохов. Учу детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковую гимнастику я применяю не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Провожу в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Делаем пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз также относится к здоровьесберегающим технологиям. Она необходима для снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. Выполнения каждого действия показываю сама, а дети повторяют за мной. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ проводится игротерапия. Привлекаю детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них есть возможность проявить эмоции, переживания, фантазию, самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе.
Использую также и ароматерапию. В группе, где находятся дети, расставляю специальные предметы с эфирными маслами. Сами дети могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом, происходит улучшение самочувствия и настроения детей, профилактика простудных заболеваний, решение проблем со сном. Рекомендую изготовить родителям специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ используются и другие их виды сохраняющие и укрепляющие здоровье детей. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личность.

Библиографический список

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход.-М:Школа здоровья,2000.
2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:Методическое пособие-М;Сфера,2008.
3.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка//Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.- М:АРКТИ,1999.
2021