Право и образование

Хошпармах А. И. Инновационные тенденции в развитии современного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Аннотация. В статье обосновывается актуальность изучения инновационных тенденций в развитии современного образования. Рассмотрены особенности современных педагогических инноваций и содержание педагогической деятельности. Проведен сравнительный анализ традиционной и инновационной педагогической деятельности. Обозначены направления инновационной деятельности в образовательной организации.
Ключевые слова: инновации, образование, педагогическая деятельность, педагог, традиционная и инновационная педагогическая деятельность.
Проблема эффективности управления в образовательной организации в условиях развивающихся рыночных отношений приобретает особую актуальность с появлением новых требований, предъявляемых к образовательным услугам. Для адекватного механизма реагирования необходимо внедрение инноваций в развитие современного образования.
Понятие «инновация» (от англ. «innovation») означает новшество, новизну, изменение. Инновации становятся предметом деятельности человека, неудовлетворенного традиционными методами, способами, условиями организации какого-либо процесса. Поэтому он стремится реализовать свой потенциал, задействовав определенного рода инновации, способствующие достижению качественно новых результатов [1, c. 15].
Инновации в современном образовательном процессе имеют ряд особенностей, которые схематично представлены на рисунке 1. Анализируя представленные данные, можно сказать, что с одной стороны, накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, отражающий различные проблемы развития образовательных организаций. С другой стороны, – недостаточно изучены возможности организации инновационной деятельности в сфере образования, а так же внедрение эффективных моделей научно-методического сопровождения педагогов, способствующих достижению поставленных целей.

Особенности инноваций в современной образовательной деятельности

1. Инновации основываются на новой методологии и инструментарии.
2. Инновации разрабатываются и реализуются педагогическими работниками.
3. Инновации выводят традиционную систему образования на качественно новый уровень, а потому встречают сопротивление большинства педагогов, стремящихся сохранить прежние устои.








Рисунок 1 – Особенности инноваций в современной образовательной деятельности

Внедрение инноваций в развитие современного образования должно, на наш взгляд, основываться на системном подходе к управлению, который позволит добиваться постоянного совершенствования процесса предоставления образовательных услуг, достигать современного уровня подготовки обучающихся посредством обеспечения качества самого образовательного процесса, а также более эффективно использовать имеющийся кадровый, материально-технический, информационный и финансовый потенциал образовательного учреждения.
Однако, как свидетельствует изучение работ О.М. Истрофиловой [1], С.Э. Макаровой [4], процесс внедрения инновационных технологий в систему российского образования идет крайне медленно. Проблемами, сдерживающими внедрение инноваций, являются:
-         отсутствие методологии ее создания;
-         дефицит специалистов-разработчиков;
-         недостаток финансовых средств и знаний в области теории управления качеством;
-         недооценка практической отдачи от внедрения инноваций в образовательных организациях.
Следовательно, теоретические, методологические и практические разработки в области формирования инновационных процессов в современном образовании требуют более тщательного и глубокого подхода.
Важную роль в реализации инноваций в системе образования играют педагогические коллективы, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Потенциал педагогических работников раскрывается в стремлении и способности к саморазвитию, разработке новых креативных проектов, технологий [3, c. 261].
Сравнение традиционной и инновационной педагогической деятельности позволили выявить их отличительные особенности, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной педагогической деятельности

Традиционная педагогическая деятельность

Инновационная педагогическая деятельность

1. Образовательный процесс преимущественно строится на готовых (традиционных) педагогических программах.
1.Усложняется деятельность по разработке содержания и технологии образовательного процесса.
2. Результат обучение – усвоение установленного программой объема информации.
2. Процесс обучения строится на принципе «научить учиться».
3. Главное место занимает педагог.
3. Главное место занимает ученик, его активность, избирательность, креативность.
4. Познавательный материал дается в типовых заданиях; преобладают вербальные методы и текстовые формы.
4. Представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и учащихся.

Как видим из материала, представленного в таблице 1, традиционный и инновационный подход к образованию существенно отличаются. Для инновационной педагогической деятельности характерны более сложные технологические процессы; ориентация на ученика, его креативность, избирательность; интенсивная коммуникация педагога и учащихся.
Е.М. Графина, Т. П. Мареева справедливо отмечают, что «современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории, но и владеющий инновационными методами, применение которых способно повысить качество образования и сделать образовательный процессе более интересным и продуктивным» [1, c. 16]. По нашему мнению, содержание инновационной деятельности педагога в образовательной организации может быть следующим:
1.       Разработка и применение инновационных методов, средств, приемов, технологий в образовательном процессе.
2.       Инновационные формы проведения уроков:
-         игровые формы обучения;
-         занятия-тренинг;
-         мастер-классы;
-         уроки-экскурсии;
-         презентационно-выставочная деятельность;
-         проблемное обучение и др.
3.       Участие в проектной, исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.
Важным условием повышения качества образования является уровень профессиональной компетентности педагога, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Разработка новых подходов к педагогическому образованию – ведущая и необходимая тенденция его развития. Ключевыми в обучении специалистов должны быть инновационные процессы, объединяющие освоение, применение и создание педагогических новшеств.
С.Э. Макарова указывает на то, что инновационные модели образовательных организаций разрабатываются через поиск новых ценностных приоритетов, определение целей и содержания форм и методов организации педагогического процесса, новых педагогических технологий, иных критериев оценки деятельности педагогов, внесение новых принципов в систему управления [4, c. 1]. Существенной особенностью является то, что педагогический коллектив образовательной организации осуществляет поиск инновационной модели, принимая за основу опытно-экспериментальную деятельность.
Таким образом, объективная потребность во внедрении инноваций в сферу образования находит конкретное выражение в создании системы управления учебным заведением, которая обеспечит большую мобильность и гибкость в связи с многоуровневостью образования.

Список источников

1.       Графина, Е.М. Приоритетные инновации в образовании / Е.М. Графина, Т. П. Мареева // Молодой ученый. – 2016. – № 6.3 (110.3). – С. 16-18.
2.       Истрофилова, О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебно-методическое пособие / О.М. Истрофилова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 133 с.
3.       Колесникова, Т.А. Применение инновационных технологий в образовательном процессе современной школы / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 (часть 2) – С. 261-269.
4.       Макарова, С.Э. Инновации в образовании / С.Э. Макарова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №1. - Ч. 3. – С. 1-5.
2020