Актуальные вопросы дошкольного образования

Ленько Л.И. Педагогический совет «Правовое пространство в ГБДОУ»

Библиографическое описание:
Ленько Л.И. Педагогический совет «Правовое пространство в ГБДОУ» // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Цель: расширение знаний педагогов по вопросам правового воспитания, активизация мыслительной деятельности педагогов в области правового образования детей и родителей.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной грамотности педаго гов по предотвращению нарушения прав ребенка;

- способствовать социальной адаптации ребенка при помо щи формирования основ правовых знаний;

- совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаи модействия с родителями и влияния на них.

Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета;

2. Вступительное слово заведующего об актуальности проблемы;

3. Итоги тематического контроля «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»;

4. Деловая игра «Мы знаем права ребенка»;

5. Содержание работы по профилактике семейного неблагополучия;

7. Выработка решений Педагогического совета.

Заведующий ГБДОУ

Наш педсовет хочу начать со слов В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Целью нашего педсовета является пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста и выявление и повышение уровня знаний педагогов по данной теме.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. Вот как происходило ее принятие.

Конвенция (1989 году) оправах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право участвовать в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

В Конвенции о правах ребенка выдвинуты требования к образовательному процессу:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

Права ребенка можно объединить в следующие группы:

1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).

2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).

3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).

Старший воспитатель:

Уважаемые коллеги! Обучая других, необходимо учиться и самому. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. Иначе, чему мы научим других, не обладая знаниями сами?

Все вы знакомы с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав человека

Деловая игра «Мы знаем права ребенка».

Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.

Задачи:

- выявить творческий потенциал педагогов;

- научить профессионально оценивать педагогические ситуа ции по защите прав ребенка;

- дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.

Я предлагаю вам ответить на вопросы, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г).

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А) 45;

Б) 37;

В) 54;

Г) 53.

2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?

А) право на жизнь, гражданство, образование;

Б) Право на жизнь, образование;

В) Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;

Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

А) органы управления РФ;

Б) Органы местного самоуправления;

В) Образовательное учреждение;

Г) Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

А) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

Б) ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;

В) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

Г) родители и органы местного самоуправления.

5. Имеет ли ребёнок право на полученные им доходы?

А) Да, если они получены с согласия родителей;

Б) Да, если они получены не в результате правонарушения;

В) Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;

Г) Нет, ребёнок не должен работать.

6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А) Учредитель;

Б) Органы управления образовательным учреждением;

В) Должностные лица образовательного учреждения;

Г) Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в ОУ нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?

А) Заведующий как представитель образовательного учреждения;

Б) Заведующий как должностное лицо этого учреждения;

В) Работник ОУ, допустивший правонарушение;

Г) Учредитель ОУ.

8. Каким образом должна соблюдаться в ОУ охрана здоровья воспитанников?

А) Педагогические работники ОУ обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

Б) Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

В) Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

Г) Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников

Музыкальная пауза:

О каких правах идет речь в музыкальных произведениях «Я на солнышке лежу», «Учат в школе»

Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.

Этапы правового воспитания детей:

I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

Правовое воспитание в детском саду тесно переплетается с нравственным воспитанием, с целенаправленным процессом приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Поэтому вполне можно считать, что правовое воспитание в детском саду осуществляется в процессе нравственного воспитания и неотделимо от него.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Условия правового (нравственного) воспитания:

- моральный облик педагога;

- осуществление правового (нравственного) воспитания в процессе всей педагогической работы с дошкольниками;

- организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок правовых знаний, уголок нравственно-патриотического воспитания, уголок семьи;

- организация совместной деятельности детей и взрослых;

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Предлагаю викторину «Права литературных героев».

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («три поросёнка», зайка из сказки «Ледяная избушка»)

3. Героиня какой сказки пользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?» (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его Работнике Балде»).

7. В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

Работа с родителями по правовому воспитанию:

- создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ;

- проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

- оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме; выставки семейных и детских работ.

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье.

Отдельным разделам в работе с родителями является профилактика жестокого обращения с детьми.

Работа с семьями «группы риска» по соблюдению прав ребенка всегда велась в нашем детском саду:

• выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• обеспечение эффективного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Различают 4 формы жестокого обращения с детьми:

· физическое,

· сексуальное,

· психическое насилие,

· пренебрежение основными нуждами ребенка.

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия - дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т.д.

В годовом планировании дошкольного учреждения разработан план работы по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия по ДОУ в трех направлениях: с педагогами, с родителями, с детьми. На основании данного плана проводится целенаправленная работа: беседы с воспитателями по выяснению неблагополучных семей, индивидуальные консультации по планированию и организации работы с семьями группа риска, анкеты — опросы, экспертная оценка воспитателей по выявлению не благополучных семей; данный вопрос обсуждается па совещаниях при заведующем. Составлен банк данных о семьях воспитанников ДОУ, проведены социологические исследования по определению микроклимата в семье. Проводятся анкетирование родителей, индивидуальные консультации психолога по возникающим вопросам воспитания ребенка в неполной и неблагополучной семье.

Чтобы подвести итог, мы предлагаем поиграть в игру «Волшебный сундучок».

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо подобрать к каждому предмету картинку.

Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя)

Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)

Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)

Конверт. О чём напомнил конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма)

Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование)

Картинка мамы с дочкой. О чём напоминают эта картинка? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права, и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. (Упражнение выполняется под музыку). Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.
2024-03-05 14:25 2024