Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Багиров В.В. Утренняя физическая зарядка как предмет здоровьесберегающих технологий

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Аннотация: Данная статья посвящена исследованию значения и роли утренней физической зарядки в качестве предмета здоровьесберегающих технологий. В ней проанализированы результаты эмпирического исследования на предмет улучшения показателей здоровья благодаря выполнению утренней физической зарядки.
Ключевые слова: утренняя зарядка, упражнение, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.
Abstract: This article is devoted to the study of the meaning and role of morning physical exercises as a subject of health-saving technologies. It analyzes the results of an empirical study to improve health indicators through the implementation of morning physical exercises.
Keywords: morning exercises, exercise, health, healthy lifestyle, health-saving technologies.
Введение. Медицинское образование рассматривается как совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учащихся и преподавателей. Преподаватель, обладающий современными педагогическими навыками, в тесном сотрудничестве со школьниками и их родителями, медицинским персоналом и коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является предоставление учащимся возможности поддерживать хорошее здоровье во время обучения в школе, обеспечивать необходимые знания, навыки и умения для здорового образа жизни, а также научить их применять эти знания в повседневной жизни [1, с. 17]. Основным показателем, который отличает все безопасные для здоровья образовательные технологии, является регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма с течением времени (начало и конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Целью данной статьи является освещение положительного влияния утренних упражнений на здоровье учащихся, которые составляют предмет здоровьесберегающих технологий.
Обзор темы. Физические упражнения, повышение физической активности, специальные дыхательные упражнения оказывают сильное влияние на здоровье в целом. Под влиянием занятий физкультурой и спортом устраняется дискоординация в работе дыхательной мускулатуры, устанавливается нормальный и наиболее выгодный для организма подростка тип смешанного дыхания, уменьшается расход энергии и кислорода на работу самих дыхательных мышц. Тем самым увеличиваются резервные возможности дыхательного аппарата. Всё это приводит к тому, что под влиянием систематической двигательной активности, занятий физкультурой и спортом дыхание становится экономным, потребности организма в газообмене удовлетворяются за счёт наименьшего напряжения дыхательного аппарата [3, с. 129].
Физическая активность также оказывает положительное влияние на нервную систему. Физкультура и спорт являются одним из важнейших средств профилактики заболеваний и важной предпосылкой для гармоничного развития подростка. Конечно, именно отношение ребенка к его физическому развитию определяет эффективность его физической подготовки и его спортивной деятельности. В то же время, однако, очень важно, чтобы стремление молодого человека к спорту было понято и поддержано его старшими товарищами - родителями, педагогами и учителями.
Физические упражнения положительно влияют на умственную активность и работоспособность, только если они не приводят к усталости. Важно помнить, что люди не рождаются сильными, но становятся сильными благодаря мышечной активности [1, с. 19].
Учёные определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Особенно тяжело сказывается обездвиживание на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается избыточная масса тела. Установлено, что при переходе ребёнка из детского сада в школу его двигательная активность падает на 50%. Основные задачи, которые решаются с помощью физических упражнений утренней зарядки:
- устранить некоторые последствия сна (отеки, вялость, сонливость и т. д.);
- повысить тонус нервной системы;
- усиление работы основных систем организма (сердечно-сосудистых, дыхательных, эндокринных желез и др.).
Наиболее подходящие упражнения для утренней зарядки:
- упражнения-потягивания;
- разные виды ходьбы;
- общеразвивающие упражнения (изгибы, приседания, выпады, вращение в суставах и т. д.);
- упражнения на растяжку (для развития гибкости);
- танцевальные движения;
- бег и легкие прыжки;
- дыхательные упражнения [3, с. 130].
Чтобы изучить влияние утренних упражнений на здоровье школьников, необходимо провести эмпирическое исследование. Объектами исследования стали ученики четвертого класса обычной средней школы, где утренняя зарядка регулярно присутствовала на протяжении 3-ёх месяцев. В течение этого времени ученики этого класса выполняли утреннюю зарядку. В конце эксперимента были опрошены сами ученики, учителя, которые вели урок, родители учеников и школьный врач. Утром учащиеся занимались зарядкой, что является физиологически необходимым для подрастающего организма. После пробуждения организм не может работать при полной нагрузке, так как возбудимость центральной нервной системы снижается, наблюдаются вялость и сонливость, а работоспособность имеет тенденцию к некоторому снижению. По мере постепенного выполнения утренних упражнений школьники заметили прилив сил и активности. Они утратили чувство сонливости, вялости, слабости, повышения умственной и физической работоспособности, активности, настроения и самочувствия. Это объясняется тем, что утренняя зарядка активизирует дыхание и кровообращение, усиливает лимфоток, способствует перфузии интерстициальной жидкости и увеличивает венозный кровоток. Это обеспечивает устранение скопления и отека, которые часто развиваются во время сна, и предотвращает застой в мягких тканях и внутренних органах [2].
В результате повысилась устойчивость школьников к различным заболеваниям и напряжениям, укрепился иммунитет, что особенно важно для растущего и развивающегося организма детей. Также необходимо отметить, что число простудных заболеваний в ходе нашего эксперимента значительно сократилось по сравнению с предыдущим годом.
Утренняя зарядка значительно улучшает настроение и укрепляет нервную систему. Исследования ученых из разных стран показали, что люди, которые утром занимаются зарядкой, испытывают меньше депрессии и стресса, отличаются гораздо большей выносливостью, чем другие. Правильная организация помогает с самодисциплиной, повышает тонус и создает возможность для активного образа жизни [2].
Заключение. Таким образом, под воздействием утренних физических упражнений улучшается структура и деятельность всех органов и систем человека, что естественным образом укрепляет его здоровье. Регулярные утренние упражнения имеют исключительно положительный эффект. Учащиеся, которые регулярно выполняют утреннюю зарядку активно приобщаются к систематическим занятиям спортом в секциях школы и города, к здоровому образу жизни в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       Гришина И. И., Кондакова Н. Г., Лебедева Р. И., Свинина Е. В. Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2494/ (дата обращения: 24.04.2019).
2.       Крылова М.А. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 24.04.2019)
3.       Сафаргулина Э.И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом процессе // Школьное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7). С. 129–132.
2019