Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
От правильной мотивации зависит результат любого процесса, тем более это важно в учебном процессе. Именно она является стимулом к активному познанию. В условия современной школы обучение как деятельность основано на внутренней и внешней мотивации, а также на полноценном взаимодействии учителя и учащихся.
Учебная мотивация запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, поэтому является одной из центральных проблем современной школы.
В последнее время современное образование все чаще сталкивается с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, как следствие - снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации для учителя является основой педагогического воздействия.
Выделяются несколько различных классификаций мотивов.
С позиций личностного смысла учебной деятельности
Познавательные(содержательные) – это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.
- потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;
- познавательный интерес, т. е. интерес к знаниям и способам его добывания;
- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;
- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;
- мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т. д.
- мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;
- мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;
- мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.
Данные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.
Социальные связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.
- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;
- мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания);
- стремление быть полезным обществу;
- чувство ответственности перед родителями, учителем;
- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности;
- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет;
- попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т. д.;
- в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);
- яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению.
Этот мотив – основа самовоспитания, самосовершенствования.
Мотивы, характеризующий отношение к самой деятельности
Внутренние мотивы – мотивы, связаны с деятельностью.
- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату;
- стремление развить какие-либо умения, качества;
- интерес к процессу решения,
- интерес к поиску наиболее рационального способа,
- к результату процесса и т. д.
Внешние мотивы – мотивы не связаны с деятельностью.
- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности,
- действует из-за давления родных, учителей и т. д
- желание получить хорошую отметку,
- желание показать умение решать задачи,
- добиться похвалы учителя и т. д.
Мотивация к достижению успеха и к избеганию неудачи
Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.
Такие обучающиеся свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе.
Мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможности успеха.
Для данной категории характерно объяснение неуспеха отсутствием способностей, невезением, а успех - везением или лёгкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.
По отношению к деятельности
Организующая мотивация - сосредотачивается вокруг целеполагання. Возникший мотив способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат.
Смыслообразующая – это придание деятельности глубокого личностного смысла. Человек выполняет в силу необходимости очень много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.
Поэтому одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников, а основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
Немаловажную роль в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Все мы знаем, что информация вне потребностей не имеет для нас какого-либо значения и не оказывает воздействия, а, следовательно, и не вызывает какого -либо стремления к деятельности.
Чаще всего содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, учебной литературы или других источников. Однако только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке.
Поэтому содержание каждого урока должно быть глубоко мотивировано, не только с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов, а должно быть направлено на изучение различных явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами познания. Только в этом случае будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности (то есть мотивов, направленных на само содержание деятельности, а не на какие-то побочные цели этой деятельности).
Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом – изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов.
Мотивационный этап.
- Создание учебно-проблемной ситуации.
- Формулировка основной учебной задачи.
- Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
На мотивационном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации.
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
После того, как основная учебная задача понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Три успешные составляющие учебной мотивации:
Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний
Ощущение свободы выбора
Ощущение успешности (компетентности)
Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей.
Техника «Проблемные вопросы».
Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать».
Чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше.
Предоставить право выбора как, в какой последовательности будет изучаться материал. Совместно спланировать урок. При проведении самостоятельной работы, можно дать много задач, примеров, чтобы ученики сами выбирали для решения любые из них и т.д.
«У меня это получается, я понял, я умею!» Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности.
Обязательно должна присутствовать позитивной обратной связи (ПОС).
· ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен.
· ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.
· ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития.
Хочется отметить некоторые эффективные практические методы успешной мотивации.
Метод упражнений.
Самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков: суть в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Таким образом, все виды упражнений условно можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.
Метод лабораторных работ (лабораторный метод).
Применяется для проведения учащимися наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Метод лабораторных работ используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания” знаний, ранее полученных наукой. Но лабораторный метод предусматривает и проведение работ творческого характера, что стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; гармонизировать свои отношения к учебному предмету, сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, подойти к их рассмотрению анализу с разных точек зрения, определять иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.
Метод практических работ (практический метод).
Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов, в школьной практике они проводятся после изучения больших по содержанию тем и разделов. Базируясь на опыте проведения лабораторных работ, полученных знаниях, навыках и умениях, — метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний.
Метод игры.
Игра в истории и развитии человечества сравнима по возрасту со временем появления самого человека. Имеет важное значение в его жизни, развитии, воспитании. В науке существует особое направление — теория игр. Создано множество классификаций игр. В соответствии с одной из них можно выделить игры функциональные, тематические, конструктивные, дидактические, спортивные, военные и получившие широкое распространение деловые игры.
Происходит развитие мотивационной сферы, всех видов готовности к более сложной социальной жизни. Происходит становление волевых качеств, перестройка психических процессов, осознанность действий. Развивается интеллект. Изменяются процессы мышления: от наглядно-действенного до словесно-логического, и абстрактно-логического.
Игры-инсценировки.
Данный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Театрализация.
Театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п. Постановочные номера на иностранных языках вызывают большой интерес и отклик у детей.
Не менее важным аспектом мотивации является активизация учебно-познавательной деятельности.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Наиболее известные приемы:
«Отсроченная отгадка»
В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом или загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
«Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
«Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
«Кумир». На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Фантазёр». На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни
«Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
«Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.
«Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
«Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
«Удивляй». На уроке литературы в 10-м классе разговор о бардах можно начать с прослушивания их популярных песен. А затем еще и спросить, кто исполнил ту или иную песню и каковы обстоятельства ее написания. Тут можно убить двух зайцев сразу: и проверить общую эрудицию школьников, и разжечь познавательный интерес.
Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
Среди большого разнообразия методических приемов, образовательных технологий, стратегий обучения хотелось особое место занимают те из них, которые направлены на развитие критического мышления. В этой статье пойдет речь об одном таких из приемов — ЗХУ: «Знаю. Хочу знать. Умею» - интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. Данные можно модифицировать и использовать для слабоуспевающих, удобно использовать по окончании изучения материала, оформить таблицу в виде: «Знал. Узнал. Могу применить».
Приемы повторения пройденного на уроке.
На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.
Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.
Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка. Зачастую мы, учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Желательно, вместо выставления неудовлетворительной отметки, указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет, особенно это актуально во 2-х классах, когда начинается выставление отметок.
Для слабоуспевающих обучающихся эффективна отметка по накопительной системе, например работа в течение недели, условия и количество выполненной работы можно обговорить с обучающимся, что также послужит дополнительной мотивацией для качественного выполнения задания.
Огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет качественное проведение рефлексивно-оценочного этапа. Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).Таким образом для становления учебной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.
Библиографический список
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
3. «Фоксфорд» — онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей. Мотивация. [Электронный ресурс]: https://externat.foxford.ru (05.11.2021).
4. Долгова Е. Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся. [Электронный ресурс]: https://www.maam.ru ( 01.11.2021).