Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Низаметдинова З. Г., Сеянко Я. П. Скетчинг в повседневной жизни

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Рисовать может каждый, необходимы только желание и небольшой набор материалов. Скетчинг бывает разных видов, но мы остановимся на акварельном рисовании. Акварель - краска, имеющая способность красиво растекаться, создавая потрясающие цветовые эффекты.
Актуальность работы: социальные сети стали "забирать" нас из существующей реальности. С помощью акварели можно занять себя и увидеть окружающий нас мир во всех его красках, научиться замечать детали, переносить на бумагу эмоции, которые тебя переполняют. Акварельный скетчинг - свежее течение в искусстве, которое оказывает положительное влияние на человека.
Цель: выявление изменения отношения к миру в эмоциональном характере в связи с использованием скетчинга в повседневной жизни.
Задачи: выявить уровень информированности и отношения к скетчингу учащихся нашей школы, изучить влияние рисования на жизнь человека, разработать анкету для опроса учащихся, провести статистическую обработку собранного материала.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетный опрос, обобщение результатов исследования.
Гипотеза: современная молодёжь не знает, что такое скетчинг и как он помогает в повседневной жизни.
Свое начало акварельная техника берет из Китая, где во II веке нашей эры была изобретена бумага.
Широкое распространение бумаги в Европе началось только в XII веке, поэтому акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Среди художников эпохи Ренессанса значительный след в акварельной живописи оставили Дюрер, Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.
На рубеже XVIII - XIX веков акварель превратилась в один из важнейших видов английской живописи - в 1804 г. было основано Общество акварелистов.
Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру.
К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими.
Классическая техника акварельной живописи была доведена до совершенства в Англии на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Краска наносилась серией прозрачных мазков, что позволяло свету отражаться от поверхности бумаги через слои цвета и приобрести своё неповторимое сияние. Мазки накладывались один за другим, увеличивая плотность краски, изменяя цвета ранее наложенные. Благодаря такому способу, цвета смешивались в глазах зрителя и приобретали уникальные визуальные свойства.
Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств. Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать - Петр Фёдорович Соколов. Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников. В ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Карлом Брюлловым, Михаилом Клодтом, маринистом Львом Лагорио. Свою дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов. Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Льва Бакста, Ивана Билибина.
Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Его первым председателем был избран А. Н. Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. Его членами были Альберт Бенуа, П. Д. Бучкин, Н. Н. Каразин, М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, Е. Д. Поленова и другие. Общество прекратило свою деятельность в 1918 году. В 1998 году общество было возрождено как «Общество акварелистов Санкт-Петербурга».
В ХХ веке круг русских советских художников, работавших в технике акварели значительно расширился. Об этом интересе свидетельствуют Всесоюзные выставки акварели, регулярно проводившиеся начиная с 1965 года. Например, в VI Всесоюзной выставке акварели в 1981 году в Москве приняло участие около 400 художников.
Такова в общих чертах история развития русской акварели. Её особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие школы и академии акварели Сергея Андрияки.

Практическая часть.

В ходе исследования, посвящённого определению уровня информированности и отношения к скетчингу учащихся нашей школы, нами был проведен анкетный опрос среди учащихся 6-11 классов.
Нами был опрошено 51 человек. Из них 7(14%) - учащиеся 6 класса, 8(16%) – учащиеся 7 класса, 6 (12%) - учащиеся 8 классов, 9(18%) – учащиеся 9 классов, 11(22%) – учащиеся 10 классов, 10(20%) – учащиеся 11 классов. Девушки составили 32 человека (63%) всех опрашиваемых.
По возрасту опрашиваемые учащиеся разделились следующим образом:
12 лет - 4 человека, 13 лет - 5, 14 лет - 8 чел, 15 лет – 4 чел, 16 лет - 9 чел, 17 лет - 9, 18лет -11.
На вопрос увлекаетесь ли вы рисованием, респонденты ответили следующим образом: Да – 25 % (13), Нет – 22% (11), Немного – 53% (27). Основываясь на полученные данные, можно сказать, что 78% учащихся считают, что увлекаются рисованием.
На вопрос как часто вы рисуете около 60% опрошенных ответили, что регулярно посвящают время данному увеличению, а есть даже те, кто рисует ежедневно.
Итоги проведённого анкетирования по собственному навыку рисования показали следующее: из 51 респондента 5 респондентов оценили в один балл, 11 респондентов в 2 балла, 20 респондентов в 3 балла, 10 респондентов в 4 балла и 5 респондентов дали максимальную оценку.
На вопрос какие эмоции испытываете в процессе рисования 57% опрошенных (29 чел.) ответили, что испытывают положительные эмоции.
Из ответов учащихся на вопрос «Знаете ли вы что такое скетчинг? (если да, то напишите своими словами определение данного слова)» можно сделать вывод, что практически никто не знает, что такое скетчинг. Верное определение дали только 10% учащихся.
Таким образом, выяснилось, что большинство учащихся (а именно 78%) хотя бы немного, но занимаются рисованием, около 60% опрошенных регулярно посвящают время данному увеличению, а есть даже те, кто рисует ежедневно! Но практически никто не знает, что такое скетчинг. В итоге появилась цель - исправить данную ситуацию.
Для этого, чтобы увеличить информированность и интерес школьников к данной теме набрали группу учащихся, которые хотели бы узнать о скетчинге. Провели несколько обучающих уроков по данной теме, используя собственные работы.
На первом занятии показали необходимые материалы для рисования, способы смешивания цветов, продемонстрировала варианты ведения линии кистью. На следующих уроках мы рисовали, смотрели онлайн уроки художников.
Занятия проходили не только в стенах школы, но и на свежем воздухе.
Многие учащиеся отмечают, что в процессе творчества наступает спокойствие. Сосредоточение на творчестве помогает забыть о многих проблемах. Провели эксперимент: предложили участникам нарисовать свои главные проблемы. Результаты превзошли все ожидания: более половины участников сказали, что после сеанса арт-терапии их проблемы показались им не такими уж большими и в чём-то даже смешными.
Если вы хотите отвлечься от грустных мыслей и переживаний, то берите в руки краски, кисти и карандаши. Многим, в том числе и мне, рисование помогает сконцентрироваться. Бездумное рисование эскизов помогает сосредоточиться, важно делать это совершенно непредсказуемо, без цели.
Занятие творчеством уменьшает стресс и чувство тревоги. Провели еще один эксперимент: предложили участникам заняться живописью после всех уроков. Пришли к выводу, что участники стали более спокойными и ушло чувство тревоги. По мнению учёных, это происходит из-за значительного снижения уровня кортизола — гормона стресса.
Выводы: Акварельный скетчинг - свежее течение в искусстве, которое оказывает положительное влияние на человека. Мы стали мало уделять внимания окружающему нас миру, наполненному яркими красками и эмоциями.
Занимаясь второй год акварельным скетчингом, чувствую большую разницу в поведении и настроении. Будучи обычным подростком мне часто необходимо выплеснуть свои эмоции или же почерпнуть откуда-то новой энергии, набраться сил. В этом очень помогает скетчинг, т. к. на бумаге можно выразить всё, что захочешь. И знаете, для этого не нужны отличные данные в рисовании.
Анализируя результаты анкетирования можно сделать выводы, что большинство учащихся школы не знают, что такое скетчинг и какую пользу может принести в повседневной жизни.
В результате создания группы и занятия в ней сделали выводы.
1. Занятие творчеством уменьшает стресс и чувство тревоги.
2. Рисование помогает нам лучше сосредотачиваться на предмете и быстрее усваивать новые знания.
3. Изобразительное искусство помогает преодолеть печаль и уныние.
4. Бездумное рисование эскизов помогает сосредоточиться.
5. Хотите решить проблемы — нарисуйте их.
Работая по данной теме, пришли к выводу, что скетчинг развивает способность неординарно мыслить, улучшает навык рисования, стимулирует эмоциональный подъём, даёт возможность запечатлять моменты, является одним из вариантов отдыха и культурного время провождения. Выдвинутая гипотеза: современная молодёжь не знает, что такое скетчинг и как он помогает в повседневной жизни - подтвердилась.

Библиография

1.       Джин Хэйнс «Атмосферная акварель», перевод с англ. Екатерины Петровой, Москва «Манн, Иванов и Фербер», 2018
2.       Кузин В.С. «Рисунок. Наброски и зарисовки», образовательно – издательский центр «Академия», 2004
2020