Актуальные вопросы начального общего образования

Малышева С.Р., Батуева В.Л. Профилактика девиантного поведения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf

Самооценка является центральным образованием личности через призму которого, так или иначе, преломляются все линии психического развития ребенка, определяется становление его личности и индивидуальности.
Самооценке принадлежит центральное место среди множества факторов. Она выступает стержнем всего процесса саморегулирования и связана с процессом социальной адаптации личности. Наиболее распространенной позицией является представление о завышенной самооценке. В этой связи отмечается, что завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций. Самооценка у детей находится в противоречии с оценкой родителей, педагогов, класса. Поскольку каждый человек испытывает потребность в уважении, признании, то блокирование реализации этой потребности вызывает мощный протест.
Следовательно, если самооценка ребенка не находит опоры в социуме, если его поведение оценивается другими исключительно негативно, если потребность в уважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Ребенок не в состоянии выносить его долго, ему необходимо искать выход из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход ребенка в группу, где его принимают, ценят и постоянно подтверждают это, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе. Вот почему зачастую терпят неудачу попытки педагогов, родителей вырвать ребенка из «нехорошей компании».
Следовательно, существует лишь один эффективный путь решения. Надо не просто пытаться вырвать ребенка из одной группы, необходимо «подставить» другую группу просоциальной ориентации.
Важным условием гармоничного развития личности и успешной адаптации является удовлетворение потребности в уважении, признании.
Младший школьный возраст занимает узловое место в становлении самооценки. В этот период происходит кардинальное изменение всех ее составляющих. Самое сильное влияние на самооценку оказывает мнение родителей и близких. Маленький человек строит ее в зависимости от того, как к нему относятся взрослые. Делает он это неосознанно: словесные установки формируются много позже. «Ты у меня самый замечательный, умный, красивый», - так искренне считают большинство мам о своих детях. Так оно и есть, ведь каждый из детей уникален! Вот только мера в таких высказываниях часто перехлестывает реальное положение вещей. Утверждение: «Ты умный, способный, и тебе нужно будет хорошенько позаниматься, чтобы поступить в университет», - больше похоже на правду, чем: «Ты настолько талантлив и умен, что тебя просто не могут не принять». Когда ребенка не поощряют, не замечают его достижения, он теряет инициативу, желание что-то делать: «Все равно у меня ни чего не получится», - притом, что в нем, безусловно, есть определенные достоинства. Чем чаще ребенка критиковали в детстве, тем длиннее его путь к правильной оценке себя. Умение реально мыслить – это искусство, которому учат не один месяц. Если другие значимые для него люди оценивают его также, как он оценил себя или дали более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Для развития самооценки продуктивно использовать игровые методы, сюжетно ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации, которые стимулируют к поиску новых знаний, стимулируют проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества учащихся, необходимо развивать воображение, которое помогает ребенку взглянуть на себя со стороны, отнестись к себе как к другому человеку.
Учащиеся с низкой самооценкой остро нуждаются в помощи со стороны взрослых. Для школьников с низкой самооценкой особенно важно создавать ситуации успеха в деятельности, которые могут помочь повысить самооценку, уверенность в себе.
Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его ниже, чем он оценил себя – это свидетельствует об эмоциональном неблагополучии. Такой ребенок остро нуждается в помощи.
Особая роль формирования у ребенка самооценки отводится учителю. Личность должна формироваться в условиях изначального одобрения личности ребенка со стороны педагога, проявление к нему искренней теплоты и участия. Общение ребенка с окружающими – источник его психического развития. От того насколько он будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности человека, его творческий потенциал.
На процесс формирования самооценки у учащихся решающее влияние оказывает оценка учителем их учебной деятельности и поведения. Важно принимать во внимание, что оценка не должна быть целью деятельности, а являться, прежде всего её результатом.
Часто достижения детей сравнивают с достижениями других на основании определенных нормативов. Однако гораздо целесообразнее сравнивать познавательный или любой другой прогресс ребенка с тем, как он выглядел в недавнем прошлом. Это избавляет ребенка от отрицательных эмоций при сравнении его с более успешными сверстниками.
Подводя итог, можно отметить, что младший школьник, у которого развита позитивная самооценка, направляет свои усилия на решение стоящих перед ним задач. Он активен, успешен в учении, в то время как учащийся с низкой самооценкой сосредоточен на своих внутренних переживаниях, что неблагоприятно сказывается на результатах его деятельности.
Работа по развитию позитивной самооценки школьника длительна и кропотлива. Педагогический такт, доброжелательность к ребенку, терпеливость – верные помощники в этом деле.

Литература

1.       Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 424с.
2.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – М., 1968. – 464с.
3.       Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики/ И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 230с.
4.       Захарова А.В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 97с.
5.       Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – 160с.
6.       Реан А.А. Психология изучения личности/ А.А. Реан. – СПб., 1999. – 288с.
7.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 710с.
2017