Актуальные вопросы начального общего образования

Ждан Л. И. Конспект урока в 1 классе на тему «Сложение и вычитание чисел в пределах двадцати с переходом через разряд»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf

Тип урока: урок – закрепление.
Цель урока: совершенствовать навыки счёта в пределах 20 с переходом через разряд.
Задачи урока:
- закрепить состав числа, знание нумерации чисел второго десятка;
- развивать познавательный интерес к своему городу и людям, живущим в нём;
- воспитывать патриотическое отношение к городу, в котором мы живём.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы: исследовательский, частично-поисковый, словесный.
Оборудование: доска; учебник под редакцией М. И. Моро, С. И. Волковой «Математика», 1 класс; рабочая тетрадь на печатной основе под редакцией М. И. Моро, С. И. Волковой «Математика», 1 класс; карточки с числами; карточки с изображением солнышка и тучки; экран; мультимедийный проектор; компьютер; презентация.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- владеть рядом общих приёмов решения задач;
- формулировать понятные для партнёра высказывания с достаточной полнотой и точностью;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- сотрудничать при работе в парах.
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- учебно - познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, приёмы решения задач;
- использовать знаково - символические средства для решения математических задач.
Ход урока
1). Организационный момент
Учитель: - Начинаем урок. Проверьте порядок на своём рабочем месте.
2). Мотивация к учебной деятельности (самоопределение к учебной деятельности)
Учитель: - Прочитайте девиз нашего урока: «С маленькой удачи рождается большой успех»
Учитель: - Как вы понимаете смысл этих слов?
Ответы детей: - Из маленьких побед, удач складывается большой успех.
Учитель: - Я желаю вам удачи, у вас всё получится!
Устный счёт
Учитель: - В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
1). Учитель: - Посчитаем по порядку от 10 до 20.
(3 ученика прикрепляют карточки с числами на доску)
2). Учитель: - Назови число, в котором 1 дес. 6 ед., 2 дес., 1 дес. 4 ед.,1 дес. 7 ед., 1дес. 1 ед., 1дес. 3 ед. (16, 20, 14, 17, 11, 13)
Учитель: - Как можем назвать все эти числа? (двузначные числа)
Учитель: - Какие числа называем двузначными? (Числа, которые записываются двумя цифрами и обязательно содержат и десятки, и единицы, называются в математике двузначными)
Учитель: - Я задаю вопрос, один ученик даёт ответ и переворачивает на доске карточку с правильным ответом.
Учитель: - Какое число больше 12 или 15? (15 – К)
Учитель: - Какое число будет стоять между 11 и 13? (12 – А)
Учитель: - Какое число меньше 11 или 10? (10 – Л)
Учитель: - Какое число при счёте стоит перед числом 18? (17 – У)
Учитель: - Найдите сумму чисел 10 и 4. (14 – Г)
Учитель: - Какое число состоит из двух десятков? (20 – А)
Учитель: - Какое получилось слово? (Калуга)
Учитель: - Сколько лет исполнилось нашему городу? (650 лет)
(Слайд 1)
Определение темы урока.
Учитель: - Мы отправляемся в путешествие по любимому городу.
Учитель: - Как вы думаете, какую работу мы будем выполнять на уроке? (находить результаты числовых выражений на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, решать задачи)
Чистописание.
Учитель: - Откройте тетради и запишите число.
Учитель: - Догадайтесь, какое число в чистописании мы напишем. Оно на 1 меньше 6 и на 5 больше 0. (5)
Учитель: - Посмотрите на дату рождения нашего города и проверьте, как получили число 5.
Учитель: - А теперь напишем «пять» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)
Учитель: - Пропишите в тетради цифру, тщательно копируя с образца написания.
5 55 555 5555
Основная часть.
Учитель: Давайте отправимся путешествовать по нашему городу. А что мы увидим?
Учитель: - Чтобы узнать, нужно выполнить задание: вспомнить состав чисел. Например, состав числа 7.
(1 ученик вспоминает состав числа 7)
Учитель: - Чем интересно число 7?
Учитель: - В древности это число считалось магическим. Какие поговорки с цифрой 7 вы знаете?
Ответы детей: Семь раз отмерь — один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Тайна за семью печатями.
Учитель: - Мы совершим путешествие по городу и увидим «7 чудесных мест Калуги».
(Слайд 2)
Учитель: - Мы знаем, что у каждого города есть свой герб.
Учитель: - Что изображено на гербе нашего города? Какое значение имеет каждый символ? (ответы учащихся)
Учитель: - Герб Калуги был утверждён 10 марта 1777 года императрицей Екатериной II. На голубом поле извилистый серебряный переклад, означающий реку возле города, и в верхней части щита императорская корона.
Учитель: - Какая река протекает возле Калуги?
Ответы детей: - Ока.
(Слайд 3)
Учитель: - Ока одна из самых крупных рек Центральной России, протяженность её более 1500 км. Ока следует через Орловскую, Тульскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Владимирскую и Нижегородскую области.
Учитель: - Мы отправляемся в плаванье по Оке.
(Слайд 4)
Работа в тетради.
Учитель: - Разделите кораблики на группы. Кораблики, которые везут сумму чисел, причаливают к правому берегу, а разность чисел - к левому. (Повторение понятий "лево", "право").
Учитель: - Как вы запишите? (Первый столбик примеры на вычитание, второй – на сложение).
11-3
6+5
13-4
7+4
12-5
9+6
15-7
8+8
Учитель: - Если пример у вас вызывает затруднение, воспользуйтесь помощью соседа по парте. (Работа парами)
Учитель: - Какая пара назовёт ответы? (Ответы учащихся)


Слайд 4
Физминутка "На реке"
Учитель: - "Горизонт" - чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
Учитель: - "Радуга" - чертим "радугу", глаза сопровождают движение, голова прямо.
Учитель: - "Радуга отражается в воде"
Учитель: - "Яркое солнышко" - зажмуриться, закрыть глаза ладонями, поморгать глазами.
Учитель: - Откуда берёт начало каждая река?
Ответы детей: - Из родника.
Учитель: - Затем образуются маленькие ручейки.
Учитель: - Предлагаю задачку на внимание.
(Слайд 5)
«20 храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: «домой хочу!»
Сколько их пришло к ручью?» (Ответ: 19)
Учитель: - Объясните решение задачи.
Учитель: - Ребята, а как называется место, куда причаливали ваши кораблики?
Ответы детей: Пристань.
Учитель: - А куда приходят железнодорожные поезда в нашем городе?
Ответы детей: - Вокзал «Калуга – 1»
(Слайд 6)
Учитель: - Железнодорожный вокзал – «чудо» нашего города. Кроме того, что это очень красивое здание, это ещё и ж/д станция. Открыта в 1874 году. Основное направление Москва. В Москву от ж/д вокзала можно доехать на разном виде транспорта.
(Работа с таблицей).
Учитель: - Посмотрите на таблицу и прочитайте.
(Слайд 7)

Слайд 7
Учитель: - Используя таблицу, скажите: от ж/д вокзала «Калуга 1» на Москву отправляется какой вид транспорта?
Ответы детей: - На поезде дальнего следования, на электропоезде и на автобусе.
Учитель: - Кого или что они перевозят?
Учитель: - Сколько поездов дальнего следования отправляется?
Учитель: - Сколько автобусов?
Учитель: - Сколько электропоездов?
Учитель: - На сколько больше электропоездов отправляется, чем поездов дальнего следования? Решение запишите в тетради.
Учитель: - Какой ещё вопрос можно задать, используя данные таблицы? (Сколько всего электропоездов и поездов дальнего следования отправляются из Калуги в Москву? и т. д.)
Учитель: - Во время Великой Отечественной войны с вокзала отправляли на фронт калужан. Сколько лет Победе отметили?
(Слайд 8)
Учитель: - В городе в память о Великой Отечественной войне воздвигнута площадь Победы. Это ещё одно «чудо» нашего города. Установка скульптуры женщины, Родина - мать, состоялась 31 марта 1973 года. Площадь спроектирована в форме круга.
Учитель: - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей)
Учитель: - Открываем "Рабочую тетрадь" на странице 52 и выполняем №16.
(Проверка).
Учитель: - В Калуге есть ещё одно «чудо».
(Слайд 9)
Учитель: - Это Калужский областной драматический театр. Основан в 1777 году. В настоящее время репертуар театра включает в себя более 40 спектаклей разных жанров для взрослых и детей.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
(Слайд 10)
Учитель: - В городе есть ещё одно «чудо» - Калужский театр кукол. Дом Купцова – это здание Калужского театра кукол. Каждый год в репертуаре 14 - 15 кукольных постановок.
Театр создан в 1992 году. Первый спектакль назывался "Маленькая Фея".

Фея знала своё дело,

И, летая в небесах,

Днём и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

И в её руках послушно

Обретали куклы души.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство!

Работа в тетради.
У: - Решите задачу.
(Слайд 11)
Учитель: - «В прошлом году в октябре прошло 13 спектаклей, в ноябре – 15 спектаклей. На сколько больше спектаклей прошло в ноябре, чем в октябре?»
Учитель: - Запишите выражение и ответ к задаче.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетради).
Учитель: - Отправляемся дальше по нашему городу и подходим к зданию ещё одного театра.
(Слайд 12)
Учитель: - Это театр юного зрителя. В 1964 году был основан ТЮЗ.
Учитель: - Какой последний спектакль мы с вами смотрели?
Учитель: - Самое главное «чудо» нашего города - это его знаменитые жители. Один из них вам хорошо известен. Посмотрите на слайд и назовите его.
Ответы детей: Константин Эдуардович Циолковский
(Слайд 13)
Учитель: - Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вы справились со всеми заданиями. Вы - молодцы! Девизом урока были слова «С маленькой удачи рождается большой успех». Удачливы вы были сегодня на уроке? Проанализируйте работу и закончите предложения.
Я повторил …
Было интересно…
Мне надо поработать …

(Ответы детей)

Учитель: - Если у вас сегодня всё получилось, и вы уходите с занятия с хорошим настроением, покажите солнышко, а если не всё получилось, надо ещё повторить эту тему – тучку.
Учитель: - Что повторяли сегодня на уроке?
Рефлексия.
Учитель: - А что нового вы узнали о нашем городе? С чем познакомились? Какие «чудеса нашего города» запомнили?
Учитель: - Каждый из вас - маленькое «чудо»! Я желаю вам, чтобы через несколько лет вы были известны не только своим близким и друзьям, но и всему городу, всей стране, чтобы о вас говорили как о настоящем «чуде света»!
(Слайд 14)
Учитель: - Спасибо за урок!
Литература:
1). Малинин Д. И. Калуга, Издательство: Золотая аллея, 2004 г.
2). Митрофанов А. Калуга. Городские прогулки. Издательство: Ключ-С, 2010 г.
Ресурсы интернета:
1). Калужский драматический театр http://teatrkaluga.ru
2). http://www.kaluga.ru/transport/24
3). Афиша — «Калужский театр кукол» http://puppet40.ru
2021