Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лошкарева О.В. Использование инновационных технологий на уроках английского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.
Инновационные технологии, которые я использую в своей работе: погружение в иноязычную культуру, игровое обучение, обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, проектная методика, использование новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, проблемное обучение, тестовая система – помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, формируют познавательный интерес.
Итак, игра. Игра – это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием.
Я активно использую на уроках и во внеклассной работе игровые моменты, которые способствуют повышению интереса к предмету, активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка, мотивируют речевую деятельность. Игры развивают мышление, память, воспитывают инициативность, позволяют преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся и ранее полученные знания, формируют речевые навыки, умения. В играх побеждают все, даже проигравшие. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, умение отстоять свою точку зрения, готовность включиться в разные виды деятельности, т.е. здесь можно говорить о воспитательной функции. Игра эффективна как на младшем уровне обучения, так и на старшем.
Первое, о чем надо позаботиться, разрабатывая учебные речевые ситуации, это реальность ситуации. Например, в своей работе я использую такие задания: «Разыграйте диалог между покупателем и продавцом одежды» или «Расскажите о предстоящей поездке». Изучение таких тем, как «Знакомство», «Школьная жизнь», «Спорт», «Дом, квартира», «Магазин», «Охрана природы», завершаются, как правило, одной или несколькими ролевыми играми.
Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и т.п. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка.
Например, ролевая игра во 2-м классе «London Bridge» позволяет тренировать коммуникативные умения. Дети становятся для игры «в ручеек» парами. Все поют куплетик одной известной песни. Игрок, оставшийся без пары, движется от начала шеренги к концу. Внезапно после слов «Shut the gates» играющие отпускают руки. «Пленник» должен пройти через все закрытые двери, отвечая стражам на их вопросы (каждая пара придумывает свой вопрос). Вопросы не должны повторяться. Чем больше пар участвует в игре, тем она интереснее и содержательнее.
Когда будут пройдены все ворота, пение возобновляется. Следующий ученик оставшийся без пары, проходит через ворота «London Bridge».
Вопросы могут быть следующие:
What is your name?
What is your mother's name?
Where do you live?
What street do you live in?
Where does your father work?
Can you swim?
Can you speak English?
Clap your hands!
Can you jump? Do you like apples? Etc.
Дидактическая игра«Укрась ёлочку».
Цель игры: отработать умение детей называть цвета по-английски.
Из картона вырезаем елку, на ветки наклеиваем зеленые кружочки из бархатистой бумаги – к ним будут крепиться шары. Отдельно готовим плоские кружочки разного цвета – шары.
На обратную сторону каждого из них наклеиваем бархатистую бумагу, чтобы можно было «подвесить» их на ёлку.
Выбирается водящий. Он обращается к детям поочередно с предложением повесить на ёлку шар любого цвета: «Petya, decorate the tree!»
Петя берет шар зеленого цвета, приклепляет его на ёлку и говорит: «I decorate the New Year Tree with the green ball».
Далее водящий просит повесить шар определенного цвета: «Sveta, decorate the tree with the blue ball!», если кто-то ошибается, поправляют сами дети.
Проектная технология получила в настоящее время широкое распространение в области изучения иностранного языка и культуры, как личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве.
В процессе работы над любым проектом школьники приобретают навыки международного, межкультурного общения. Постепенно во время совместной работы, обсуждений и обмена мнениями ребята привыкают к мысли о том, что можно найти взаимопонимание, прийти к согласию.
Проектная технология, используемая мною на всех этапах обучения, ориентирована на самостоятельную творческую работу учащихся, когда ученик самостоятельно планирует, создает, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Учащиеся учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов, добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.
Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Перечислю виды проектов:
1) ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, праздники, музыкальные представления и т.д.);
2) исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.);
3) творческие (сочинения, перевод, стенгазеты и т.д.)
4) мультимедийные презентации.
Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.
Использование проектной методики позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки участвовать в работе в соответствии со своими возможностями, и у каждого ученика своя важная роль, соответствующая его интересам.
В последнее время все чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении иностранным языкам. Согласно новым требованиям ученик должен овладеть навыками использования информационных технологий для расширения языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без применения компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования. Многие учебно-методические комплексы дополнены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для самостоятельной работы школьников.
Учащиеся имеют возможность выполнить занимательные задания, направленные на развитие лексических навыков и на формирование навыков правильного произношения; в игровой форме освоить употребление фразовых глаголов и предлогов.
С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала.
Использование интерактивных игр и упражнений позволяет не только пополнить словарный запас и расширить знания о предмете, но и превращает обучение в увлекательную игру.
Интернет предоставляет широкие возможности для подготовки докладов, рефератов и презентаций, для проектной деятельности учащихся, самостоятельной исследовательской работы, как школьника, так и учителя.
Интернет-ресурсы – привычное и удобное средство общения, знакомства с культурой других стран и народов. Использование новых информационных технологий обогащает арсенал методических средств и приемов, позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Например, широкое распространение получило использование презентаций. Кроме текста она может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
Возможно использование презентации как своеобразной интерактивной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам деятельности, активизируя внимание всего класса. Презентация поддерживает познавательный интерес обучающихся, усиливает мотивацию учения, а также эффективность восприятия и запоминания нового материала. Многие школьники выполняют презентации с мультимедиа эффектами, что делает работы более наглядными, динамичными и привлекательными.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества.
Основная идея этой технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. В классе все дети разные: одни схватывает все на лету, другим требуется значительное время для осмысления. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникнет ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и работы всей группы в целом. Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой группе присутствовали как «сильные» учащиеся, так и «слабые». «Слабые» стараются выяснить у «сильных» непонятные им вопросы, а «сильные» заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы, и от этого выигрывает весь класс.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее.
Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и «слабый» ученик, способность «слабого» учащегося обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школах.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Например, в классе намечается вечер, и я начинаю урок не с текущего материала, а предлагаю высказать свои планы о его проведении, подсказывая учащимся недостающие им слова, предлагаю свои идеи. Следует отметить, что во время обсуждения я никогда не останавливаю ребят для разбора языковых ошибок, а просто исправляю их, не нарушая хода обсуждения. При повторении какой-либо языковой ошибки просто беру ее на заметку и на следующем уроке провожу необходимые тренировочные упражнения.
Также ученикам предлагаются разнообразные опросники, кроссворды, различные задания (вставь пропущенные слова, исправь ошибки, найди различия между картинками, составь рассказ). Например, интерес у обучающихся вызывает работа с географическими картами. Можно разложить перед ними географические карты пяти стран (Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии) и попросить найти одинаковые названия, например, со словом New. Можно попросить учащихся рассказать, какие ассоциации у них вызывает упоминание того или иного географического названия. Если в качестве первых упражнений по закреплению лексики предлагалось учащимся решить кроссворды, то на последующих уроках дети составляют кроссворды уже сами и с большим удовольствием.
Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют ввиду повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                                              Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе // Английский язык. – 2008. - №4. - с.36.
2.                                              Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и её возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2008. - №4. – с.36.
3.                                              Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – с.60
4.                                              Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку // Английский язык. – 2008. - №1. - с.7.
5.                                              Коптюг Н.М. Интернет проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003. - №3. – с.62.
6.                                              Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии: Пособие для учителя – Ростов – на – Дону: 2004 - с.77.
7.                                              Полинова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – с.20.
8.                                              Скопинцев А.Ю. Как повысить мотивацию школьников изучать английский язык // Английский язык. – 2008. - №22. – с.3.
9.                                              Телицина Т.Н., Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002. - №2. – с.41.
10.                                          Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. - №6. – с.49.
2018