Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бадамшин Ф.Ф. Применение технологии разноуровневого обучения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


«Искусство учителя заключается в том, что бы вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам, решение которых требовало бы столько самостоятельного труда и напряжения мысли, сколько могут они проявлять с учетом их индивидуальных особенностей».

М.А. Данилов

Технология разноуровневого обучения в коррекционной школе предполагает учёт индивидуальных особенностей учеников. Это соответствует современным изменениям парадигмы образования, единой концепции специального федерального государственного стандарта, способствует коррекции недостатков высших психических функций и развитию личности ученика с особыми образовательными потребностями и направлена на достижение основных  целей коррекционного образования: 
- для коррекции и сглаживания недостатков познавательной сферы; 
- для усвоения знаний и формирования умений и навыков; 
- для процессов успешной социализации и последующей интеграции. 
Дети получают доступные им общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. Они значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и трудовой деятельности. Однако это развитие идёт неравномерно и зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Всё это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в учебном процессе. 
Целевые ориентации:
- Коррекция и развитие психических процессов, базовых способностей всех компонентов продуктивного интеллекта и их включение в учебный процесс.
- Снятие психоэмоционального напряжения ребёнка, предупреждение тревожности и агрессивности с помощью системы методов коррекции, развития, компенсирования недостатков, заложенных в содержании учебно-воспитательного процесса.
- Динамическое преодоление учебной пассивности ребёнка.
- Формирование положительной мотивации учебной деятельности.
- Перенос акцента с коллектива учащихся на личность. 
      Основные положения, требующие учёта в процессе использования технологии разноуровневого обучения школьников. 
◄ Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. 
◄ Дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности, прежде всего, имеется в виду его саморазвитие. 
◄ Обучаемость детей с недостатками интеллектуального развития напрямую зависит от уровня учебно-познавательных возможностей. Обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, объёмом усвоенных знаний, уровнем развития общеучебных навыков, психофизиологическими особенностями личности. Этот параметр является интегральной характеристикой зоны ближайшего развития ученика.   
           Если развивается и растёт любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость. 

Основные подходы при реализации технологии.

 Главные ориентиры - интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей. 
Основа мотивации учебной деятельности - познавательный интерес. 
Личностно – ориентированный подход как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи.
 Ход познания – «от ученика». Преобразующий характер деятельности учащихся. 
Гибкая структура целей, задач, методов обучения, приёмов и форм работы, средств организации урока  в зависимости от назначения урока, его содержания.
         Дифференциация учащихся по уровням обучаемости с учётом степени проявления трудностей в познавательной деятельности (классификация по Певзнер):
1 группа: первый уровень обучаемости (наиболее высокий). Небольшую группу (15-20 %) составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.
Все задания они выполнят, как правило, с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания.    Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении ими учебного материала. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике.   При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи. Они без особых затруднений могут окончить школу, а в дальнейшем повысить свое образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.
2 группа: второй уровень обучаемости (средний, базовый)    30-35 % учащихся тоже достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. При переносе знаний в новые условия испытывают затруднения: - снижение темпа работы - допуск ошибок. Объяснение своих действий у этих учеников недостаточно точные, нуждаются в развёрнутом плане с небольшой степенью обобщённости.
3 группа: третий уровень обучаемости (низкий)   35 -40% учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок их жизненному опыту. Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала и выполнения практических заданий. Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщения, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей.       В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность мыслительных процессов. Значительная помощь бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, поле чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании дать словесный ответ. Всё это говорит хотя и о затруднённом, но в некоторой мере осознанном усвоении нового материала или выполнении нового задания.
4 группа: (уровень учебного риска) 10-15% учеников овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Для усвоения нового материала они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках. Сделать выводы даже с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт они не в состоянии.    Эти ученики нуждаются в чётком, неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания. Помощь даже в виде прямой подсказки не всегда помогает. Как показывает опыт практической деятельности, работа с этой группой детей должна проводиться индивидуально.. 

Основные параметры, в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация

1.Образовательные цели.
2. Уровень выполнения заданий.
3. Время обучения, время выполнения задания.
4. Объём изучаемого материала.
5. Уровень усвоения.
6. Подход к обучению: методы обучения, приёмы обучения, формы организации деятельности.
7. Оценка. 

Практическая реализация параметров, по которым осуществляется разноуровневая дифференциация:

Постановка образовательных целей, доступных для достижения ребёнком (самостоятельно или с помощью педагога)
Для 1 группы
1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности, навыки обобщения и переноса знаний.
3. Раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
 4.Преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.
 5.Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Для 2 группы
1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 
2. Закрепить, повторить и систематизировать имеющиеся знания и способы действия. 
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 
4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом. 
5. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
 Для 3 группы
1. Пробудить интерес к предмету путём подбора заданий, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями ученика. 
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3.Преодолеть единообразие, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.
4. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
 5.Создать условий для развития познавательной активности.

Время обучения, время выполнения задания.

Индивидуально, с учётом темпа работы, познавательных возможностей, индивидуального стиля учебной деятельности ученика, каждой группы учащихся. 








Уровни выполнения заданий

Общие категории

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1.    Знания
 Запоминание и воспроизведение изученного материала.
Ученик знает определения понятий, свойства, связи, отношения между понятиями, обобщённые приёмы учебной деятельности, способы их переноса.
Ученик знает определения понятий, свойства, связи, отношения между понятиями, обобщённые приёмы учебной деятельности, затрудняется в способах переноса знаний в новую учебную ситуацию.
Ученик с трудом запоминает изученные термины, факты, правила, алгоритмы, не способен переносить знания в новую учебную ситуацию. Работает по образцу, нуждается в помощи учителя.
2.Понимание 
Готовность к преобразованию изученного из одной формы в другую.
Ученик преобразует словесный и наглядный материал в математические выражения, выполняет обратные операции, используя приёмы обобщения,  объясняет действия, находит новые приёмы учебной деятельности
Ученик преобразует словесный и наглядный материал в математические выражения, выполняет обратные операции используя специальные наглядные средства и приёмы, классифицирует, сравнивает, различает определения и свойства, выделяет ситуации применения знаний.
Ученик узнает и воспроизводит изученную информацию, алгоритмы и способы действий по опорным схемам и таблицам
3.Умения и навыки
 Выполнение действий.
Самостоятельно выполняет типовые и прикладные задания, используя обобщённые приёмы, проводит несложные исследования, самостоятельно переносит способы действий в новую учебную ситуацию
Выполняет типовые и прикладные задания в стандартных ситуациях, самостоятельно используя алгоритмы, опорные таблицы, выделяет главное в учебном материале, самостоятельно отвечает на вопросы.
Самостоятельно выполняет простые задания по алгоритму или образцу, использует опорные таблицы и схемы, при усложнении задания требуется помощь учителя













2022