НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Петришина Е. В. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе «Красная Шапочка»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей о диких животных; подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; формировать навыки образования притяжательных прилагательных, согласования существительных с числительными; объяснять смысл пословиц; выделять главное слово среди родственных слов.
Коррекционно-развивающие: развивать мышление и внимание.
Коррекционно-воспитательнные: воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: картинки с изображением животных, части тела животных (уши, хвосты), плоскостная кукла Красная Шапочка.

Ход занятия

Организационный момент. Хитрые вопросы.
- У кого больше лап – у зайца или белки?
- Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?
- Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?
Введение в тему.
- Жила была девочка, Никогда она не расставалась со своей шапочкой.
   Логопед выставляет плоскостную куклу.
- Как зовут девочку? (Красная Шапочка).
- И вот однажды пошла Красная Шапочка навестить бабушку. Дорога шла через лес. Сколько всего интересного в лесу! А Красная Шапочка была очень любознательной девочкой.
Игра «Чей хвост, чьи уши?»
- Идет Красная Шапочка по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывают то чьи-то уши, то чей-то хвост.
- Задумалась Красная Шапочка: «Кто же это прячется за кустами?»
Дети по картинкам определяют чей хвост, чьи уши.
Это хвост заячий и уши заячьи и т.д.
Игра «Собери семью»
- Вышла Красная Шапочка на поляну, а там животные со всего леса собрались, плачут. Оказывается, потеряли они своих детенышей.
- Ребята, надо помочь животным. Назовите маму и ее детенышей, и тогда они соберутся все вместе.
Лиса – лисята                                     лосиха - лосята
Медведица – медвежата                     волчиха - волчата
Зайчиха – зайчата                              барсучиха – барсучата
Игра «Сосчитай до пяти»
- Много животных собралось на поляне. Красная Шапочка решила их сосчитать.
Один косолапый медведь, два косолапых медведя … пять косолапых медведей.
Одна хитрая лисица, две хитрых лисицы … пять хитрых лисиц.
Один колючий ежонок, два колючих ежонка … пять колючих ежат.
«Когда так говорят?»
- Пошла Красная Шапочка дальше, а по дороге вспомнила пословицы:
Держать в ежовых рукавицах.
Медведь на ухо наступил.
Волков бояться – в лес не ходить.
   Дети обсуждают пословицы вместе с логопедом.
Игра «Какое слово не походит?»
- Идет Красная Шапочка по лесу и вдруг видит – перед ней огромный дуб. А на этом дубе живет беличья семья. Белка загадала девочке загадку. Какое слово не подходит? А вы догадаетесь?
Белка, белочка, белый, беличий.
- А как называются слова белка, белочка, беличий? (Родственные) Назовите главное слово. (Белка)
- Идет Красная Шапочка дальше и вдруг на дорогу вышел волк.
- Отгадаешь мою загадку – пропущу тебя к бабушке. Какое слово не подходит?
Волк, проволока, волчонок, волчица.
- А как называются эти слова: волк, волчонок, волчица? (Родственные). Назовите главное слово. (Волк)
Физкультминутка «Мишка и шарик» (Т. Трясорукова)
Мишка по лесу идет,               Руки на поясе, шагают на месте.
В лапке шарик он несет,           Руки через стороны поднимаем вверх и
                                                  округло соединяем над головой.                                                                           Сопровождаем движение рук звуком ш-                                                            ш-ш, от тихого до громкого.)
Шарик в небо улетел,               Качаем руками над головой.
Мишка грозно заревел.            Произносим звук р-р-р, громко и сердито.
«Подбери парное слово»
- Пропустил волк Красную Шапочку. Идет она, а сама думает: «Где живут животные, где прячутся от непогоды, где детенышей выкармливают?»
- Подберите парные слова: животное – жилище.
Белка – дупло, медведь - … (берлога), лиса - … (нора), волк - … (логово), бобер - … (хатка).
- А еще Красная Шапочка подумала, что все животные такие разные. Подберите к каждому животному слово-признак.
Лиса (какая?) – хитрая             Заяц (какой?) - … трусливый
Волк (какой?) – злой                Медведь (какой?) - … косолапый
Игра «Кто лишний?»
- Решили звери поиграть с Красной Шапочкой в игру «Кто лишний?» Поможем ей?
Встали перед Красной Шапочкой:
Волк, лиса, собака, медведь.
Лось, заяц, волк, олень.
Сова, сорока, белка, ворона.
   Дети выделяют лишний предмет и объясняют почему он лишний.
«Что общего и чем отличаются?»
- Продолжила Красная Шапочка свое путешествие через лес. И вдруг видит стоят олень и лось. Ой, как они похожи! (Чем?)
   Дети рассматривают картинки с изображением животных и рассказывают, чем похожи олень и лось .
- Пригляделась девочка к животным. Хоть лось и олень похожи, но все же это разные животные. Чем же они отличаются?
   Дети рассказывают.
- Рядом на дереве сидела белка, а под деревом в норе жила лиса. Чем похожи и чем они отличаются?
«Кто как голос подает?»
- Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.
Волк в лесу - … воет
Медведица - … ревет
Кабан - … хрюкает
Лиса - … тявкает
Итог. Рефлексия.
- Вот и закончился лес. Закончилось и наше путешествие. С кем мы повстречались в лесу? Почему эти животные называются дикими? Что вам понравилось сегодня больше всего? Что было для вас трудно?


2022