Цель: развитие лексико-грамматических средств языка. Коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей о диких животных; подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; формировать навыки образования притяжательных прилагательных, согласования существительных с числительными; объяснять смысл пословиц; выделять главное слово среди родственных слов. Коррекционно-развивающие: развивать мышление и внимание. Коррекционно-воспитательнные: воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Оборудование: картинки с изображением животных, части тела животных (уши, хвосты), плоскостная кукла Красная Шапочка.
Ход занятия
Организационный момент. Хитрые вопросы. - У кого больше лап – у зайца или белки? - Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап? - Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей? Введение в тему. - Жила была девочка, Никогда она не расставалась со своей шапочкой. Логопед выставляет плоскостную куклу. - Как зовут девочку? (Красная Шапочка). - И вот однажды пошла Красная Шапочка навестить бабушку. Дорога шла через лес. Сколько всего интересного в лесу! А Красная Шапочка была очень любознательной девочкой. Игра «Чей хвост, чьи уши?» - Идет Красная Шапочка по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывают то чьи-то уши, то чей-то хвост. - Задумалась Красная Шапочка: «Кто же это прячется за кустами?» Дети по картинкам определяют чей хвост, чьи уши. Это хвост заячий и уши заячьи и т.д. Игра «Собери семью» - Вышла Красная Шапочка на поляну, а там животные со всего леса собрались, плачут. Оказывается, потеряли они своих детенышей. - Ребята, надо помочь животным. Назовите маму и ее детенышей, и тогда они соберутся все вместе. Лиса – лисята лосиха - лосята Медведица – медвежата волчиха - волчата Зайчиха – зайчата барсучиха – барсучата Игра «Сосчитай до пяти» - Много животных собралось на поляне. Красная Шапочка решила их сосчитать. Один косолапый медведь, два косолапых медведя … пять косолапых медведей. Одна хитрая лисица, две хитрых лисицы … пять хитрых лисиц. Один колючий ежонок, два колючих ежонка … пять колючих ежат. «Когда так говорят?» - Пошла Красная Шапочка дальше, а по дороге вспомнила пословицы: Держать в ежовых рукавицах. Медведь на ухо наступил. Волков бояться – в лес не ходить. Дети обсуждают пословицы вместе с логопедом. Игра «Какое слово не походит?» - Идет Красная Шапочка по лесу и вдруг видит – перед ней огромный дуб. А на этом дубе живет беличья семья. Белка загадала девочке загадку. Какое слово не подходит? А вы догадаетесь? Белка, белочка, белый, беличий. - А как называются слова белка, белочка, беличий? (Родственные) Назовите главное слово. (Белка) - Идет Красная Шапочка дальше и вдруг на дорогу вышел волк. - Отгадаешь мою загадку – пропущу тебя к бабушке. Какое слово не подходит? Волк, проволока, волчонок, волчица. - А как называются эти слова: волк, волчонок, волчица? (Родственные). Назовите главное слово. (Волк) Физкультминутка «Мишка и шарик» (Т. Трясорукова) Мишка по лесу идет, Руки на поясе, шагают на месте. В лапке шарик он несет, Руки через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой. Сопровождаем движение рук звуком ш- ш-ш, от тихого до громкого.) Шарик в небо улетел, Качаем руками над головой. Мишка грозно заревел. Произносим звук р-р-р, громко и сердито. «Подбери парное слово» - Пропустил волк Красную Шапочку. Идет она, а сама думает: «Где живут животные, где прячутся от непогоды, где детенышей выкармливают?» - Подберите парные слова: животное – жилище. Белка – дупло, медведь - … (берлога), лиса - … (нора), волк - … (логово), бобер - … (хатка). - А еще Красная Шапочка подумала, что все животные такие разные. Подберите к каждому животному слово-признак. Лиса (какая?) – хитрая Заяц (какой?) - … трусливый Волк (какой?) – злой Медведь (какой?) - … косолапый Игра «Кто лишний?» - Решили звери поиграть с Красной Шапочкой в игру «Кто лишний?» Поможем ей? Встали перед Красной Шапочкой: Волк, лиса, собака, медведь. Лось, заяц, волк, олень. Сова, сорока, белка, ворона. Дети выделяют лишний предмет и объясняют почему он лишний. «Что общего и чем отличаются?» - Продолжила Красная Шапочка свое путешествие через лес. И вдруг видит стоят олень и лось. Ой, как они похожи! (Чем?) Дети рассматривают картинки с изображением животных и рассказывают, чем похожи олень и лось . - Пригляделась девочка к животным. Хоть лось и олень похожи, но все же это разные животные. Чем же они отличаются? Дети рассказывают. - Рядом на дереве сидела белка, а под деревом в норе жила лиса. Чем похожи и чем они отличаются? «Кто как голос подает?» - Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков. Волк в лесу - … воет Медведица - … ревет Кабан - … хрюкает Лиса - … тявкает Итог. Рефлексия. - Вот и закончился лес. Закончилось и наше путешествие. С кем мы повстречались в лесу? Почему эти животные называются дикими? Что вам понравилось сегодня больше всего? Что было для вас трудно?