Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Чичуга Г.А. Школьная газета как фактор развития творческих способностей обучающихся

Библиографическое описание:
Чичуга Г.А. Школьная газета как фактор развития творческих способностей обучающихся // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Творчество - это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь.
Майк Вэнс

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить. Учёными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому задача учителя - организовать такую деятельность, которая помогла бы школьнику раскрыть свои творческие способности не только на уроке, но и во внеурочное время. Именно вне урока дети способны глубже усвоить материал, проявить себя в практической деятельности.

В 2015 году, восемь лет назад, меня назначили руководителем кружка «Юный журналист», задача которого - выпуск школьной газеты «Дикое поле». Почему такое необычное название? Оно было придумано ещё до меня. «Поле» - это необъятная область для творчества, сей, что хочешь! А «Дикое» - потому, что неизвестно, что на нём вырастет.

Итак, есть идея – создать школьную газету. Тут главное - тщательно продумать концепцию издания. А это значит, что в нашей газете должны быть свежие идеи, новые способы подачи старых тем и новые темы, поданные со вкусом. Появились следующие вопросы: Что нужно освещать в газете? Как это следует делать? Каким образом газета сможет ответить на запросы своих читателей? Газета должна быть поставщиком интересной информации со свежим, оригинальным, неожиданным взглядом на тему. Приступая к созданию газеты, необходимо учесть характерную особенность школьного издания – его теснейшую связь с читателями. Газета является самым близким для учащегося изданием. Ребята должны воспринимать газету как свою, родную, в которую всегда можно обратиться со своими проблемами, написать. Успех школьной газеты зависит именно от связи с аудиторией.

Чтобы газета производила на читателя приятное впечатление, у неё должно быть:

1. Оригинальное и свежее содержание. Прежде всего, всегда искать ценное и новое.

2. Самостоятельные взгляды. Очень важны убеждения газеты, её позиция по тому или иному вопросу.

3. Привлекательный голос. Голос газеты - это тон, заданный общим стилем её материалов.

Был объявлен набор учащихся 5-11 классов, желающих заниматься творческой деятельностью. И они нашлись!

В нашей редакции собрались самые разные люди: поэты, художники, дети-инвалиды, дети с ОВЗ, все творческие личности, которым интересно делать репортажи, опросы, брать интервью, писать статьи. Ребята имеют уникальную возможность попробовать свои силы и проявить творческие таланты, занимаясь таким интересным делом, как выпуск газеты!

Роль газеты трудно переоценить: это и объективность информации, и, в какой-то степени, реклама событиям школьной жизни, и даже вклад в создание имиджа школы, поддержание её престижа.

Основная задача редакции – уметь рассказать о школьной жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей. Создание школьной газеты даёт возможность информировать учеников о жизни школы, выявить творческие способности, привлечь внимание к проблемам школы, школьников, проявить организаторские, лидерские способности.

Одна из главных
идей газеты - патриотизм: воспитание у школьников любви к Отчизне, преданности ей. И нет задачи более благородной, чем рассказать новому поколению правду о минувшей войне. Патриотическое воспитание в школьной газете охватывает сразу два направления: самих будущих журналистов и их читателей. Невозможно как писать о великих страницах истории, оставаясь равнодушным наблюдателем, так и читать без эмоций. Приведу в пример несколько статей патриотического направления:

- «Великие страницы истории» - о встрече с женщинами, членами Совета ветеранов педагогического труда, получивших статус «дети войны». (рис.1)

Рисунок 1.

- «Помним историю» - о дне воинской славы России

- «Память увековечена» - о Ржевском мемориале и передаче школе капсулы с землёй с мемориала

- «Пережили ледяной ад» - о патриотическом духе блокадного Ленинграда

- «Беседуем с героем России» - о встрече с героем России Сергеем Ивановичем Нефёдовым. Данные статьи живые и увлекательные, поэтому и вызывают чувство гордости за свою страну, за свой народ. Таким образом, роль школьной газеты в воспитании патриотизма не стоит недооценивать.

Особенно читающим нравятся статьи о школьной команде юнармейцев «Я - патриот». Именно ребята из отряда вызывают восхищение и уважение. Вот несколько статей о наших юнармейцах:

- «Мероприятия, посвящённые 80-летию битвы под Москвой». Старшая группа юнармейцев возлагала цветы к памятнику «Неизвестного солдата», а младшую группу торжественно посвящали в юнармейцы в парке «Патриот».

- «Юнармейская искорка» - о VI военно-патриотической игре, посвящённой 77-годовщине Великой Победы.

- «В белоснежных полях под Москвой» - о военно-патриотической игре с таким же названием. (Рис.2)

Рисунок 2.

Таким образом, у школьной газеты имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности.

Участвуя в издании школьной газеты или читая её, ребята учатся любви – любви к своей семье, друзьям, школе, стране. Недаром ведь сказано: «Родина не вокруг тебя, она - внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе. У неё героическое прошлое и, поистине, великое будущее».

Родина не пустой звук и для наших кадет, которые выгодно отличаются от других учащихся тем, что они более организованные, собранные, дисциплинированные, готовые служению отечеству. Юные журналисты не могли о них не написать:

- «Кадетский класс» - о военной присяге первого в школе кадетского класса (Рис.3)

- «Кадетский бал» - о красивейшем бале кадет.

Рисунок 3.

- «Новые кадеты» - о торжественном посвящении в кадеты нового класса.

Издание общешкольной газеты, безусловно, служит и развитию детского самоуправления. Хочу отметить, что качество статей школьников за это время значительно возросло. Ещё одним важным принципом, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Следующие статьи были написаны либо отличниками, либо желающими ими стать.

- «Быть отличником - это просто» - в которой даны несколько простых советов для желающих стать отличниками

- «Зачем нужно быть грамотным» - о необходимости человеческой грамотности

- «День российской науки» - о том, что дала наука человечеству

- «Что? Где? Когда?» - о школьной команде интеллектуалов игры «Брейн-ринг»

- «Быть умным - это модно» - также речь идёт об игре «Брейн-ринг» (Рис.4)

Рисунок 4.

- «Науки юношей питают» - о победителях конференции «Шаг в науку»

Ребята подготовили несколько статей об умных детях и о том, как стать успешным. Конечно, они не могли не вспомнить о «Взлёте», об её участниках образовательных программ, а также о детях, которые готовятся к Всероссийской олимпиаде школьников.

У ребят, проходивших обучение во «Взлёте», мы взяли интервью, которое было опубликовано в газете, а видеорепортаж мы разместили в ТЕЛЕГРАМ.

Человек становится личностью только в процессе тесного взаимодействия с окружающей средой. Своевременная и успешная социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья помогает предотвратить возможные психологические проблемы в общении и способствует его самореализации. Школа – один из важнейших социальных институтов, где ребёнок приобретает знания, умения, навыки и превращается в личность. Так появилась потребность написать статью «Атмосфера доверия» об одном из детей с ОВЗ, Монаенкове Феодоре. Действительно, атмосфера доверия к тому, кто не похож на остальных. Заключительные слова статьи: «Таким образом, Федя шаг за шагом с нашей помощью адаптируется к школьной жизни. А мы приобретаем ценный опыт общения, терпеливого, гуманного отношения к личности, по мере возможности участвуя в судьбе другого человека», - призывают к милосердию и состраданию. (Рис.5)

Рисунок 5.

В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным. Любой ученик школы может принести статью о мероприятии в классе, о грядущем празднике, рассказ о своей семье и увидеть её в следующих выпусках газеты. Наша задача - помочь юным талантам проявить себя, донести их творчество до общественности. Таким образом, общешкольная газета – ещё и способ самореализации и развития ученика, возможность привлечения подростков к участию в работе СМИ. Реализация данного проекта позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся. Подросткам прививается интерес к таким профессиям, как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.

«Дикое поле» воспитывает вдумчивых читателей и талантливых журналистов. Её авторы идут выше и становятся настоящими профессионалами своего дела, поэтому журналисты стали победителями и призёрами в различных творческих конкурсах, таких, как: «Всероссийский конкурс сочинений», «ВКС, Без срока давности», «Письмо моему сверстнику военных лет».

Подводя итог, хочу сказать, что:

Во-первых, школьная газета воспитывает у детей чувство патриотизма, гражданственности, уважения к своему историческому прошлому, внимание к жизни старшего поколения (участие в социальных проектах, забота о ветеранах);

Во-вторых, работа по изданию школьной газеты развивает творческие способности учащихся, привлекает их к участию в различных конкурсах, фестивалях патриотической направленности;

В-третьих, работа в школьной газете способствует формированию навыков исследовательской деятельности, учит извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли.

Возможно, у нас ещё не так профессионально сделана газета, требуется коррекция дизайна, вёрстки, но самое главное – есть к чему стремиться, а значит, работа продолжается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балаганская Н.М. Как рождаются школьные газеты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://www.mеdiаshkоlа.ru.

2. Вергинский А. Что было, что будет, чем сердце успокоится? Как выпустить газету? // Учительская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://www.ug.ru.

3. Гоне Ж. Как издавать газету: практические советы. Какая газета? Для кого? Как? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://www.уnрrеss.ru.