Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
Цель: знакомство детей с процессом посадки лука.
Программное содержание:
Обучающие:
· Обогащать знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
· Формировать представления о процессе посадки лука.
Развивающие:
· Развивать у детей трудовые навыки.
· Развивать познавательный интерес, любознательность.
Воспитательные:
· Воспитывать доброту, желание оказывать посильную помощь окружающим людям.
· Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Дети увлечены свободной игровой деятельностью. Воспитатель вносит в группу конверт с письмом.Воспитатель: Ребята, посмотрите, почтальон принес нам письмо. Как думаете, от кого оно? Вам интересно узнать, кто прислал нам этот конверт?
Дети высказывают свои предположения, делятся эмоциями и впечатлениями. Воспитатель открывает конверт, читает.
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу вам я, Карлсон! Срочно приходите ко мне, у меня возникли такие трудные трудности! Я не справлюсь без вас! Помогите-е-е-е! Добраться ко мне очень просто. Встаньте около входа в вашу группу, лицом к окну. Сделайте 4 шага вперед. Затем 2 шага вправо. Теперь закройте глаза и покружитесь вокруг себя 3 раза. И сделайте 5 шагов вперед. Жду вас!!! Ваш Карлсончик!»
Воспитатель: Ребята, письмо нам написал Карлсон. Что же у него могло случиться?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Карлсону справиться с его трудностями?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Тогда в путь!
В группе звучит веселая музыка. Дети выполняют все описанные в письме действия и оказываются в гостях у Карлсона. Карлсон лежит на кровати с перевязанной головой, делая больной вид.
Воспитатель: Здравствуй, наш дорогой друг!
Карлсон: Ребята! Как хорошо, что вы пришли!
Воспитатель: Карлсончик, что у тебя случилось? Ты заболел?
Карлсон (жалобно): Я самый больной в мире человек! У меня случилось несчастье и никто не хочет мне помочь!
Воспитатель и дети (хором): Дорогой Карлсон, мы поможем тебе!
Карлсон вскакивает с кровати, срывает с головы повязку и весело бегает вокруг детей.
Воспитатель: Ты нам только объясни, что случилось.
Карлсон: Моя дорогая и любимая бабушка улетела в гости к своей подруге. А мне наказала вырастить какие-то витамины. И вот, шкатулку свою оставила. А я даже открыть ее не могу, потому что нужно загадку отгадать.
Воспитатель: Давай, читай нам свою загадку. У нас ребята умные, вмиг отгадают!
Карлсон: Не умеет он смеяться
И не любит раздеваться.
Кто с него кафтан снимает,
Слезы тут же проливает. (Лук)
Дети высказывают свои предположения. Как только звучит правильный ответ, шкатулка открывается. Внутри лежат луковицы по количеству детей и взрослых.
Карлсон: Ура! Заработало! А как же я из лука могу вырастить витамины? Витамины же в аптеке продаются. Верно, ребята?
Дети делятся имеющимися знаниями о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, ягодах.
Воспитатель: Витамины можно купить в аптеке. А можно получить из свежих овощей и фруктов. И лук очень полезен! Еще издревле люди знали, чтобы не болеть нужно есть лук. Его можно кушать в разном виде: сырым, варенным, жаренным. А еще можно кушать луковые перья.
Карлсон (смеется): Откуда у лука перья? Он же овощ, а не птица?
Дети объясняют Карлсону, что луковыми перьями называют зеленые листочки лука.
Карлсон: И как же мне этот лук прорастить, чтобы у него листочки появились.
Воспитатель: А в этом мы сейчас тебе поможем. Ребята, как вы думаете, что нам понадобится для того, чтобы прорастить лук?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Для проращивания лука нам понадобится емкость с землей (горшок или стаканчики), лейка с водой, маленькие грабельки. Ну и сами луковицы, конечно.
Карлсон: А у меня как раз все это есть. Вот. Ой, как интересно! Но прежде чем мы начнем трудиться, нужно бы повеселиться! Ребята, я предлагаю вам поиграть в мою любимую игру.
Подвижная игра.
Воспитатель подводит детей и Карлсона к столу, на котором уже расположен весь необходимый инвентарь для проращивания лука.
Карлсон: Так, так, так! И для чего все это нужно?
Дети делятся своими предположениями и имеющимися знаниями о том, для чего растениям нужны земля и вода.
Воспитатель: Земля нужна луковице для питания. Наши луковицы будут расти, вбирая в себя все питательные вещества своими корешками. Прежде чем посадить лук, землю нужно хорошенько порыхлить и разровнять, чтобы в ней не было никаких комков.
Воспитатель показывает, как правильно выполнить эти действия и предлагает некоторым детям их повторить.
Воспитатель: Теперь нужно сделать небольшое углубление и посадить луковицу в землю.
Карлсон тут же берет луковицу и втыкает ее в землю корешками вверх.
Карлсон: Ой, да как же это, оказывается, легко!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно наш друг посадил луковицу?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, у лука есть корешок и вершок. Нужно сажать лук корешком в землю. А из вершка как раз и будут расти листочки – луковые перья. Посмотрите, как я это делаю.
Воспитатель выполняет все описанные действия, еще раз комментируя их. Дети и Карлсон тоже выбирают себе по луковице, высаживают их. Высаживать лук можно в один длинный горшок, или отдельные стаканчики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что еще нужно сделать, чтобы наши луковицы росли?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Теперь наши луковицы необходимо полить, попоить их корешки.
Педагог демонстрирует детям полив луковицы, комментируя свои действия. Дети и Карлсон так же выполняют полив луковиц.
Воспитатель: Теперь нужно найти для наших луковиц теплое и светлое место. Лук, как и любое растение, любит солнышко. И конечно же, нужно хорошо ухаживать за луковицами. Ребята, а вы запомнили, какой уход требуется нашим луковицам?
Дети делятся своими знаниями по уходу за растениями.
Карлсон: Ребята, спасибо вам большое за помощь! Мы вместе так легко и быстро справились с моими трудностями. Раз вы так много знаете о растениях, правилах ухода за ними, заберите свои луковицы с собой, в детский сад. А я еще посажу себе лук. Я теперь знаю как это делать!
Воспитатель и дети благодарят Карлсона, прощаются и возвращаются в детский сад. Ритуал возвращения можно предложить детям выбрать самостоятельно.
По возвращению в группу, воспитатель так же предлагает детям выбрать место для стаканчиков с луковицами.
Воспитатель: Ребята, теперь мы каждый день сможем наблюдать за ростом наших луковиц. А чтобы мы с вами не забыли правила ухода за ними, я предлагаю вам нарисовать их на специальных карточках.
Дети под руководством педагога определяют, какими знаками они могут изобразить известные им правила ухода за луковицами. Данные знаки ребята изображают на специальных карточках, которые можно прикрепить на каждый стаканчик с луковицей или разместить в уголке природы.