Исследовательская и проектная деятельность

Дмитриева Д.В. Русские народные сказки как основа гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Дмитриева Д.В. Русские народные сказки как основа гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

В условиях дошкольной образовательной организации целью гендерного воспитания детей дошкольного возраста является содействие благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Исходя из цели, можно выделить задачи гендерного воспитания дошкольников 3-4 лет, среди которых:

- создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды;

- внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков;

- оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - девочка, а он – мальчик;

- приобщение к элементарным нормам взаимоотношений со сверстниками противоположенного пола.

Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста может оказать народный фольклор, в частности русские народные сказки.

Русские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

Русские народные сказки всегда насыщены социальными действиями и сильны нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Русские народные сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.

При работе с русской народной сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Конечно, выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.

В младшем дошкольном возрасте самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок».

В них проявлен важнейший для мужчины образ поведения - Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим - блеф, с третьим - осторожность и предусмотрительность, с четвертым - хитрость, с пятым - надежная команда. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить стратегии борьбы, выделить факторы, приводящие к успеху.

Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи:

- во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить Меру в соответствии с текущим моментом.

- во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. Да и есть ли у них вообще информация о Волке, кроме как от Наф-Нафа?! Информацию о силе врага беспечные поросята получают уже непосредственно в ситуации открытого с ним столкновения. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших, или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация - прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.

- в-третьих, стратегия борьбы с врагом. Есть мнение, что братья-поросята под руководством дальновидного Наф-Нафа поступили с Волком слишком жестоко, сварив в кипятке. Хотя, когда речь идет о жизни и смерти, не так просто думать о великодушии.

Какие стратегии борьбы с Волком использовали поросята? В первую очередь, избегание и бегство. Привело ли это к успеху? Нет, только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип противника вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или увидит, что ему противостоит более мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь, и придумывают хитрый план, несмотря на ограниченность временных ресурсов.

Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, - вот слагаемые успеха. Безусловно, можно обсудить с мальчиком, был ли у поросят другой выход, и дать творческое задание придумать альтернативный план победы над Волком, - все это могут сделать родители.

Примерно так можно построить разговор с мальчиком, рассказав ему историю о трех поросятах и Волке. Для будущего мужчины очень важно знать, как бороться с врагом, что его приведет к успеху, а что к неуспеху.

Наиболее популярными сказками для девочек являются «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка». Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж. Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине. Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать одно: русские народные сказки являются основой гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста, поскольку предлагают детям образы мужского и женского поведения, в которых ребенок незаметно для себя усваивает информацию о типично женских и мужских эталонах поведения в культуре.
2023